Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 15834/04 настоящее постановление отменено
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 сентября 2004 г. N А56-6232/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Блиновой Л.В., при участии от открытого акционерного общества "Ленморниипроект" Губина А.И. (доверенность от 11.03.04 N 28), Федорова А.А. (доверенность от 05.01.04 N 5), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Кирсановой Н.Б. (доверенность от 10.08.04 N 19-51/29135),
рассмотрев 06.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленморниипроект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.04 по делу N А56-6232/04 (судья Рыбаков С.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ленморниипроект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 24.10.03 N 3-10-2210 в части начисления 156 755 руб. 28 коп. пеней за несвоевременную уплату единого социального налога.
Решением суда от 18.05.04 обществу отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 18.05.04 в связи с неправильным применением судом положений статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель налоговой инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления обществом единого социального налога и страховых взносов во внебюджетные фонды за период с 01.01.2000 по 31.12.02. В ходе проверки, помимо прочих нарушений, выявлены случаи занижения заявителем сумм единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в результате применения налоговых вычетов в размере, превышающем сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период.
Решением налогового органа от 24.10.03 N 3-10-2210 по эпизоду, связанному с неправомерным применением налоговых вычетов, обществу начислены пени в сумме 156 755 руб. 28 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Федеральными законами от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательный акты Российской Федерации о налогах и сборах" и от 31.12.02 N 196-ФЗ "О внесении изменений в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 3 статьи 243 НК РФ дополнен абзацем 4 следующего содержания: "В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу". Названными нормативными актами предусмотрено, что приведенная правовая норма вступает в силу с 01.01.2003.
Учитывая приведенные нормативные положения, кассационная инстанция считает, что общество правомерно применяло налоговые вычеты в размере начисленных страховых взносов, поскольку в 2002 году законодатель не связывал возможность применения указанных вычетов с фактической уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для начисления пеней.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявление общества - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.04 по делу N А56-6232/04 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга от 24.10.03 N 3-10-2210 в части начисления 156 755 руб. 28 коп. пеней за несвоевременную уплату единого социального налога как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Ленморниипроект".
Возвратить открытому акционерному обществу "Ленморниипроект" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.В. Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 2 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных из тарифов страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
По мнению налогового органа, налогоплательщик занизил суммы ЕСН, подлежащие уплаты в федеральный бюджет в 2002 г., т.к. неправомерно применил налоговые вычеты в размере, превышающем сумму фактически уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период. В связи с чем, ему начислены пени за несвоевременную уплату налога.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что в 2002 г. законодатель не связывал возможность применения налоговых вычетов в размере начисленных страховых взносов с фактической уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Федеральными законами от 31.12.2001 г. N198-ФЗ и от 31.12.2002 г. N 196-ФЗ в ст. 243 НК РФ внесены дополнения, в соответствии с которыми если в налоговом периоде сумма налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, указанная разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате.
Вместе с тем суд отметил, что указанные дополнения вступают в силу с 01.01.2003 г. и на правоотношения, имевшие место в 2002 г. не распространяются.
Поэтому суд кассационной инстанции поддержал позицию Общества, состоявшееся по делу решение отменил, кассационную жалобу Общества удовлетворил, решение налогового органа о начислении Обществу пеней за несвоевременную уплату ЕСН признал недействительным.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2004 г. N А56-6232/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 15834/04 настоящее постановление отменено