Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 октября 2002 г. N А56-7045/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., при участии от открытого акционерного общества "Ижорские заводы" Шабанова А.А. (доверенность от 21.12.2001 N 102 Б.3), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу Макаровой Т.В. (доверенность от 16.09.2002 N 04-09/5541),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу на решение от 22.05.2002 (судьи Саргина А.Н., Згурская М.Л., Рыбаков С.П.) и постановление апелляционной инстанции от 24.07.2002 (судьи Фокина Е.А., Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7045/02,
установил:
Открытое акционерное общество "Ижорские заводы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупнейшими налогоплательщиками Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), о признании недействительным требования от 18.01.2002 N 08001108 в части уплаты 2975296 руб. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 22.05.2002 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление и отказать обществу в иске, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на обоснованность принятых по делу судебных актов.
Проверив законность оспариваемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
Налоговая инспекция выставила истцу требование от 18.01.2002 N 08001108, которое, в том числе содержит указание на необходимость уплаты 2975296 руб. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, начисленных за период с 08.12.2001 по 31.12.2001, с указанием кода бюджетной классификации - 4010201.
Общество посчитало начисление пеней неправомерным и обжаловало упомянутое требование в арбитражный суд.
Судебные инстанции признали недействительным требование налоговой инспекции в оспариваемой части в связи с тем, что оно не соответствует требованиям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Суд указал, что в требовании об уплате пеней от 18.01.2002 N 08001108 в нарушение пункта 4 статьи 69 НК РФ не указан размер задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, на которую начислены пени. Кроме того, апелляционная инстанция указала, что налоговый орган неправомерно сослался на код бюджетной классификации, предусмотренный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2000 N 420, согласно которому пени должны зачисляться на текущие счета отделения федерального казначейства Министерства финансов России по Санкт-Петербургу, открытые на балансовом счете 40 101. По мнению суда, данный приказ является ведомственным актом, не влекущим для налогоплательщиков обязанностей по уплате налогов, отличных от установленных законодательством. Суд апелляционной инстанции также указал, что при отсутствии у истца обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в 2001 году, у налогового органа отсутствуют основания для начисления пеней в 2001 году.
Кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом и установлен статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". Пунктом 2 названной статьи в 2000 году было предусмотрено, что налог зачисляется в федеральный и территориальный дорожные фонды. Статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд Российской Федерации с 2001 года упразднен.
В пункте 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, действующей с 01.01.2001) предусмотрено, что сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 данного Закона. Статьей 69 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что средства, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся на 01.01.2001, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также суммы штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанного налога в полном объеме зачисляются в доходы территориальных дорожных фондов субъектов Российской Федерации.
Из объяснений налогового органа следует, что пени, указанные в требовании от 18.01.2002 N 08001188, начислены в связи с наличием у истца недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, возникшей как в период до 01.01.2001 - 2825395 руб. 62 коп., так и после 01.01.2001 - 149901 руб. 02 коп. Как следует из актов сверки истца и налоговой инспекции, между сторонами идет спор о наличии задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2000 год, на которую начислены пени.
Данные обстоятельства стороны подтвердили и в кассационной инстанции. В подтверждение наличия задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2000 год налоговая инспекция представила копию лицевого счета ОАО "Ижорские заводы". В соответствии с пунктом 1 раздела 11 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 26, утвержденной приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.04.94 налоговые органы открывают лицевые счета на каждого налогоплательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет, в которых на основании налоговых расчетов (деклараций) налогоплательщиков, платежных извещений и других документов плательщиков отражаются начисленные суммы налогов и платежей, причитающиеся к уплате и фактически поступившие в бюджет. Следовательно, копия лицевого счета является доказательством, которое подлежит оценке наравне с другими доказательствами.
Налогоплательщик, оспаривая наличие задолженности по налогу, представил свои доказательства.
Судебные инстанции, не давая оценки представленным сторонами доказательствам и не разрешив спор по существу, сослались на нарушение налоговым органом при направлении требования об уплате пеней положений статьи 69 НК РФ, которая относится к содержанию требования об уплате налога и сбора.
Кроме того, кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно отверг ссылку налогового органа на приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2000 N 420 "О перечне налогов и сборов, подлежащих зачислению на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".
Приказ от 29.12.2000 N 420 разработан и издан Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 245 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ и статьями 9 и 69 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Данным приказом утвержден порядок зачисления федерального налога на пользователей автомобильных дорог (включая погашение задолженности, образовавшейся на 01.01.2001, штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанного налога) на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" с отнесением, в том числе, на код бюджетной классификации 4010201, в соответствии с которым средства в полной сумме зачисляются в территориальные дорожные фонды.
Именно этот код бюджетной классификации указан в требовании налогового органа и его указание не устанавливает новой обязанности налогоплательщика по уплате налога и пеней.
Вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для начисления пеней за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год в данном случае правомерен, поскольку действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 "Об утверждении порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации" приостановлено, а закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий сроки уплаты налога, отсутствует. Однако по задолженности, возникшей до 01.01.2001, начисление пеней согласно статье 75 НК РФ правомерно.
Таким образом, суду следовало рассмотреть спор по существу, выяснив, имелась ли у истца задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог, за какой период и правомерно ли начислены пени. Для этого следует в случае необходимости предложить сторонам провести сверку расчетов и оценить представленные ими доказательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.05.2002 и постановление апелляционной инстанции от 24.07.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7045/02 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2002 г. N А56-7045/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника