Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2004 г. N А21-11813/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Блиновой Л.В.,
рассмотрев 27.09.04 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Калининградской области и государственного учреждения Краснознаменного Калининградского регионального пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации на решение от 25.03.04 (судья Лузанова З.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 24.06.04 (судьи Шкутко О.Н., Можегова Н.А., Приходько Е.Ю.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-11813/03-С1,
установил:
Государственное учреждение Краснознаменное Калининградское региональное пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Калининградской области (далее - Казначейство) от 10.07.03 N 38 об уменьшении войсковой части 2297 бюджетных ассигнований на 2 911 177 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Калининградской области (далее - КРУ).
Решением суда от 25.03.04 заявление управления удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.06.04 решение суда о признании недействительным оспариваемого уведомления Казначейства в части уменьшения войсковой части 2297 бюджетных ассигнований на сумму 303 255 руб. отменено, в удовлетворении этой части требований управления отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КРУ просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого уведомления. По мнению подателя жалобы, проведение и отражение в бухгалтерском учете операций по погашению кредиторской задолженности прошлых лет является нецелевым использованием бюджетных средств, несмотря на то, что фактически этих денег войсковая часть 2297 не получала.
Управление в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда, ссылаясь на то, что бюджетные средства использованы им на цели соответствующие условиям их выделения.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что КРУ проведена проверка правильности оплаты войсковой частью 2297 потребленных топливно-энергетических ресурсов за 1999-2002 годы. В ходе проверки выявлено нецелевое использование 2 911 177 руб. бюджетных средств, израсходованных на оплату электрической энергии, услуг отопления и котельно-печного топлива. Результаты проверки отражены в акте от 15.04.03.
На основании представления КРУ от 02.07.03 N 78 Казначейство оформило уведомление от 10.07.03 N 38 об уменьшении войсковой части 2297 бюджетных ассигнований на 2 911 177 руб. по кодам экономической классификации 110721, 110723 и 110730.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно акту проверки от 15.04.03 оплата электроэнергии и услуг отопления в 1999-2000 годах, а также котельно-печного топлива в 1999-2002 годах произведена централизовано войсковыми частями 2442 и 2450. Отражение указанных операций в бухгалтерском учете не образует нецелевого использования бюджетных средств, так как войсковая часть 2297 не распоряжалась этими денежными средствами и не могла контролировать целевое расходование указанных средств.
Учитывая, что оплата электроэнергии в 2001-2002 годах и услуг отопления в 2001 году производилась войсковой частью 2297 самостоятельно, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что спорные выплаты произведены за небюджетного потребителя, в связи с чем 303 255 руб. бюджетных средств использованы войсковой частью 2297 не по целевому назначению.
Указанный вывод апелляционной инстанции является ошибочным, так как бюджетные средства направлены войсковой частью 2297 на оплату топливно-энергетических ресурсов их поставщикам в рамках заключенных договоров, то есть на цели, на которые эти денежные средства были выделены. Невосстановление в бюджет расходов на оплату электроэнергии и отопления, предоставленных конечным потребителям не подпадает под действие статьи 289 БК РФ.
Распространительное толкование положений статьи 289 БК РФ недопустимо, поскольку речь идет о юридической ответственности получателей бюджетных средств за нарушение бюджетного законодательства.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 24.06.04 по делу N А21-11813/03-С1 отменить.
Оставить в силе решение суда от 25.03.04 по тому же делу.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.В. Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2004 г. N А21-11813/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника