Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2004 г. N А56-8123/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры "Театр "Мюзик-Холл" адвоката Сидельникова И.Н. (доверенность от 13.10.2004 N 01-524 исх.), рассмотрев 13.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 18.03.2004 (судья Левченко Ю.П.) и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 (судьи Шульга Л.А, Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8123/04,
установил:
Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры "Театр "Мюзик-Холл" (далее - Театр, СПб ГУК "Театр "Мюзик-Холл") обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция, налоговая инспекция) от 07.10.2003 N 20-214 о привлечении Театра к налоговой ответственности за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог, начислении пеней и 47 799 руб. названного налога, а также об обязании налоговой инспекции возвратить Театру из бюджета 47 799 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением от 18.03.2004 суд удовлетворил заявление, признав недействительным решение налоговой инспекции от 07.10.2003 N 20-214 об уплате налога, пеней и об уплате налоговой санкции.
Дополнительным решением от 08.04.2004 суд обязал налоговый орган возвратить заявителю из бюджета излишне уплаченные им 47 799 руб. налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2004 решение суда от 18.03.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 18.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 и отказать СПб ГУК "Театр "Мюзик-Холл" в удовлетворении заявленных требований. По мнению налоговой инспекции, Театр необоснованно использовал льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог, поскольку не представил доказательства того, что все доходы Театра, полученные за 2001 год, инвестированы в обеспечение его основной деятельности. Следовательно, считает инспекция, платные формы культурной деятельности Театра следует рассматривать как предпринимательскую деятельность, а выручку от этой деятельности - как объект налогообложения для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, указывает налоговый орган, Театром не ведется раздельный учет расходования средств федерального бюджета и доходов от предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель Театра указал на необоснованность доводов кассационной жалобы, которая рассмотрена без участия представителя налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте заседания суда.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в 2001 году заявитель перечислил в бюджет 47 799 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, а 17.09.2003 представил в налоговую инспекцию дополнительную (уточненную) декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог за этот же период, а также заявление о возврате из бюджета излишне уплаченного налога в соответствии со статьей 78 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При этом заявитель сослался на положения статьи 47 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и указал, что как учреждение культуры он не является плательщиком указанного налога, поскольку не осуществляет предпринимательскую деятельность.
Данное обстоятельство послужило основанием для проведения налоговой инспекцией камеральной проверки, по результатам которой принято решение от 07.10.2003 N 20-214 о привлечении СПб ГУК "Театр "Мюзик-Холл" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 965 руб., доначислении 47 799 руб. налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год и 948 руб. пеней по названному налогу.
В ходе камеральной проверки налоговый орган установил, что в нарушение пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов в дорожные фонды" (далее - Инструкция от 04.04.2000 N 59), Театр в уточненной налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001 год занизил налог, подлежащий уплате в бюджет, в результате необоснованного применения льготы по названному налогу, установленной для организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Налоговая инспекция сделала вывод о том, что указанная льгота не может применяться налогоплательщиком, поскольку им осуществлялась предпринимательская деятельность в 2001 году по реализации входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, реализации театральных программ, по сдаче в аренду концертного зала для проведения театрально-зрелищных мероприятий.
Общество не согласилось с указанным решением и обратилось в арбитражный суд.
По мнению кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования налогоплательщика и сделали правильный вывод об отсутствии у Театра объекта налогообложения, а следовательно, и обязанности по уплате налога на пользование автомобильных дорог, поскольку в проверяемый период заявитель, являясь учреждением культуры, производил реализацию билетов на показ созданных им спектаклей и не осуществлял предпринимательскую деятельность.
Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Согласно статье 47 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 609, деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской деятельности лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.
Платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие, совершенствование основной уставной деятельности.
При этом основными видами деятельности театров являются:
Создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия;
подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео- и иные материальные носители;
организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;
проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;
предоставление другим организациям по договорам с ними постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;
изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;
предоставление сцен-площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий других театров, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами;
подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;
прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей.
К предпринимательской относится деятельность государственной или муниципальной организации культуры:
по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;
по торговле покупными товарами, оборудованием;
по оказанию посреднических услуг;
по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);
по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.
Данная классификация видов деятельности определена Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и Положением о театре в Российской федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации".
В данном случае налоговый орган установил, что в проверяемый период заявитель занимался реализацией билетов и показом спектаклей, а также проведением иных зрелищных мероприятий, сдачей в аренду концертного зала. Несостоятелен довод налоговой инспекции о непредставлении Театром доказательств того, что весь полученный им доход направлялся на развитие основной культурной деятельности. Согласно представленному заявителем Отчету о доходах и расходах театров, концертных организаций и музыкальных коллективов, и расшифровки к нему, все полученные Театром в 2001 году доходы были инвестированы в развитие его уставной деятельности.
Кроме того, доходы от деятельности, связанной со сдачей в аренду концертного зала, не подлежат налогообложению и по иным основаниям.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и пунктом 25 Инструкции от 04.04.2000 N 59 объектом налогообложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров при осуществлении заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Доход от сдачи имущества в аренду не относится к выручке от реализации товаров (работ, услуг), поскольку из положений пункта 5 статьи 38 и статьи 39 НК РФ не следует, что доход от сдачи имущества в аренду признается выручкой от реализации товаров, работ, услуг.
Также судом правомерно указано на то, что предложение налогового органа Театру об уплате налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год в сумме 47 799 руб., а также начисление пеней и штрафа противоречит налоговому законодательству, поскольку указанная сумма налога была своевременно перечислена налогоплательщиком в бюджет, что подтверждается представленными платежными поручениями (листы дела 18-19). Инспекцией не представлены доказательства несвоевременности уплаты Театром в 2001 году названного налога.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 18.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8123/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Кочерова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2004 г. N А56-8123/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника