Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 октября 2004 г. N А56-17401/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Ленинградский мачтопропиточный завод" Черняева А.Б. (доверенность от 01.04.2004 N 4/ю), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Тимошенко М.Н. (доверенность от 21.06.2004 N 03-06/6830),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2004 по делу N А56-17401/04 (судья Масенкова И.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградский мачтопропиточный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 09.03.2004 N 225 в части отказа в предоставлении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 864 614 руб. и привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество уточнило предмет заявленного требования и просило признать недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции в полном объеме.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 17.06.2004 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. Податель жалобы считает, что Общество неправомерно заявило к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении земельного участка, поскольку согласно пункту 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки амортизации не подлежат. Кроме того, налоговая инспекция ссылается на отсутствие у налогоплательщика доказательств списания стоимости земельного участка на затраты производства товаров (работ, услуг), что, по ее мнению, подтверждает ее позицию о том, что земельный участок не может участвовать в процессе осуществления операций, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество по договору купли-продажи от 24.12.2002 N 231, заключенному с Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Кировский район Ленинградской области", прибрело земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 47:16:02-01-0400001, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, Ленинградское шоссе, дом 1. Выкупная цена земельного участка общей площадью 230124 кв.м. составила 11598 205 руб., включая 2 319 650 руб. налога на добавленную стоимость.
В соответствии с дополнительным соглашением от 03.04.2003 оплата земельного участка осуществлена Обществом платежными поручениями от 10.02.2003 N 40, от 12.02.2003 N 56, 57, от 13.02.2003 N 58, 59, от 14.02.2003 N 60, от 10.04.2003 N 137, от 11.04.2003 N 138, 139, от 14.04.2003 N 140, 141, от 15.04.2003 N 142, от 06.11.2003 N 408.
Налог на добавленную стоимость в сумме 864 614 руб. перечислен в бюджет по отдельному платежному поручению от 06.11.2003 N 409.
После получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок Общество на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств от 09.01.2003 N 000002 приняло земельный участок к учету как основное средство.
22 декабря 2003 года Общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года, в которой сумма налоговых вычетов составила 934 614 руб., в том числе по приобретенным основным средствам - 864 614 руб.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной декларации, по результатам которой приняла решение от 09.03.2004 N 225 о привлечении Общества к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 172 922 руб. 80 коп. штрафа, а также о доначислении 364 614 руб. налога на добавленную стоимость и начислении 33 719 руб. 95 коп. пеней. В решении налогового органа указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для производственных нужд. Стоимость приобретенного основного средства погашается путем начисления амортизации, а согласно пункту 2 статьи 256 НК РФ земля не подлежит амортизации. Налоговый орган также считает, что вычет налога на добавленную стоимость по приобретенному земельному участку не может быть произведен, поскольку у налогоплательщика отсутствуют документы, свидетельствующие об использовании земельного участка в коммерческой деятельности.
Считая решение налоговой инспекции незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции реализации товаров на территории Российской Федерации.
Как указано в пункте 3 статьи 38 НК РФ любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром для целей налогообложения.
Под имуществом в целях налогообложения (пункт 2 статьи 38 НК РФ) понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Понятие реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения приведено в статье 39 НК РФ. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что операция по реализации земельного участка как недвижимого имущества является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
В статье 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемых от налогообложения).
Операции по реализации земельных участков в этом перечне не названы, следовательно, они подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
В соответствии со статьями 170, 171, 172, 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная покупателем продавцу при осуществлении расчетов за товары (имущество), может быть отнесена на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) либо предъявлена к вычету.
Статьей 170 НК РФ предусмотрен порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Согласно пункту 1 названной статьи суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), если иное не установлено положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
При этом в пункте 2 статьи 170 НК РФ указано, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ.
Из содержания пункта 2 статьи 170 НК РФ не следует, что налог на добавленную стоимость, уплаченный покупателем продавцу при приобретении земельного участка для осуществления деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, может быть отнесен на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Следовательно, в таком случае налогоплательщиком должен применяться общий порядок возмещения налога на добавленную стоимость, установленный статьями 171, 172, 173 НК РФ.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации:
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статьей 172 НК РФ установлен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Согласно статье 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Приведенными нормами Налогового кодекса Российской Федерации подтверждается наличие у налогоплательщика, в данном случае Общества, права применить налоговые вычеты, равные сумме налога на добавленную стоимость, уплаченной продавцу земельного участка в случае его приобретения для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Судом первой инстанции установлено и налоговой инспекцией не оспаривается, что Обществом соблюдены все требования законодательства в части налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.
Доводы налоговой инспекции о том, что земельные участки не подлежат амортизации (пункт 1 статьи 256 НК РФ), а следовательно, затраты на их приобретение не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации, кассационная инстанция считает несостоятельными.
Глава 21 НК РФ не выдвигает в качестве условия принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), обязательное включение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Необоснованным является также довод налоговой инспекции об отсутствии доказательств, свидетельствующих об использовании Обществом земельного участка для осуществления операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, земельный участок приобретался Обществом в целях эксплуатации промышленных зданий, сооружений (основных средств) производственного назначения, которые расположены на данном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в данном случае иного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, судом кассационной инстанции проверена законность решения суда в пределах доводов, приведенных налоговым органом в кассационной жалобе.
Правовых оснований для отмены решения суда исходя из доводов жалобы не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2004 по делу N А56-17401/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2004 г. N А56-17401/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника