Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 октября 2004 г. N А13-2361/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,
рассмотрев 11.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 14.04.2004 (судья Логинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 16.06.2004 (судьи Чельцова Н.С., Ковшикова О.С., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2361/04-23,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Золотурн" (далее - ООО "Золотурн", Общество) 15 123 руб. 40 коп. штрафов, предусмотренных пунктом 2 статьи 120, пунктом 1 статьи 126 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.04.2004 заявление налоговой инспекции удовлетворено в части взыскания с Общества 23 руб. 40 коп. штрафа на основании статьи 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц. В удовлетворении заявления о взыскании с Общества штрафов, предусмотренных пунктом 2 статьи 120 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2004 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты в неудовлетворенной части заявленного требования.
Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в связи с ликвидацией ООО "Золотурн" налоговая инспекция в период с 18.06.2003 по 04.08.2003 провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов и сборов Обществом согласно утвержденной программе за период с 05.04.2001 по 15.04.2003.
В рамках проверки в соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ налоговая инспекция истребовала у Общества необходимые для проведения налоговой проверки документы, направив налогоплательщику требование от 18.06.2003 со сроком исполнения не позднее 23.06.2003 (лист дела 23). В установленный срок Общество не представило запрошенные главные книги за 2001-2003 годы. В письме от 18.07.2003 (лист дела 32) руководитель Общества объяснил, что для ведения бухгалтерского учета в ООО "Золотурн" использовалась компьютерная бухгалтерская программа 1C "Бухгалтерия" версия 7, в которой главной книгой являются обороты по счетам и журналы-ордера. В результате выездной налоговой проверки выявлен ряд правонарушений, которые отражены в акте от 11.08.2003 N 17-15/119-151 дсп. В пункте 2.1 акта проверки, в частности, указано, что в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) и пункта 19 раздела II "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации", утвержденного приказом Министерства Финансов Российской федерации от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), в ООО "Золотурн" в 2001-2003 году не велись регистры бухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, а именно главные книги за 2001-2003 год. Решением от 05.09.2003 N 17-15/119-151/123 налоговая инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 15 000 руб. штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения - отсутствие регистров бухгалтерского учета в течение более одного налогового периода (2001-2003 годы), на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 100 руб. штрафа за несвоевременное представление налогоплательщиком в установленные законодательством срок расчетов за 2001 год по авансовым платежам по единому социальному налогу для организаций, являющихся работодателями, а также на основании статьи 123 НК РФ в виде 23 руб. 40 коп. штрафа за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц.
Требование налогового органа от 05.09.2003 N 17-15/218 о добровольной уплате задолженности Общество в указанный срок до 10.09.2003 не исполнило, в связи с чем налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требования в части взыскания 15000 руб. штрафа по пункту 2 статьи 120 НК РФ, посчитали, что в действиях Общества нет состава правонарушения, предусмотренного названной нормой, так как отсутствие главной книги не подпадает под понятие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Суды, со ссылкой на статью 10 Закона, указали, что главная книга не является регистром бухгалтерского учета.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов ошибочным.
Согласно пункту 2 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 8 Закона организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Статьей 10 Закона предусмотрено, что хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона первичными документами являются оправдательные документы, подтверждающие хозяйственную деятельность организации, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичных учетных документов, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 9 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
В соответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной Министерством финансов СССР 08.03.1960 (в редакции письма Министерства финансов СССР от 12.01.1983) главная книга является одним из учетных регистров бухгалтерского учета, по данным которой составляется сальдовый баланс. Главная книга используется для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В главной книге показывается вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в главную книгу является одновременно и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах-ордерах.
Согласно пункту 19 Положения N 34н регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 9 Закона первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Общество не доказало, а судом не установлено и материалами дела не подтверждается ведение им главной книги на машинных носителях информации.
Таким образом, отсутствие у Общества главной книги как одного из учетных регистров бухгалтерского учета является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, поэтому налоговая инспекция правомерно привлекла ООО "Золотурн" к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод судов о пропуске налоговым органом шестимесячного срока давности взыскания 100 руб. налоговой санкции за несвоевременное представление налогоплательщиком расчетов за октябрь и ноябрь 2001 год по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Общество, являясь плательщиком единого социального налога, 21.01.2002 представило расчеты по авансовым платежам по указанному налогу за октябрь 2001 года (при установленном срока представления 20.11.2001) и за ноябрь (при установленном сроке 20.12.2001).
Датой обнаружения налогового правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу, следует считать дату фактического представления расчета (21.01.2002), так как для проверки соблюдения срока не требуется проведения камеральной или выездной проверки. Обратившись с заявлением о взыскании с Общества штрафа в арбитражный суд 09.02.2004, налоговая инспекция пропустила шестимесячный срок давности взыскания налоговых санкций, установленный статьей 115 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.06.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2361/04-23 отменить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Золотурн" в доход бюджета 15 000 руб. штрафа и 1 400 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2004 г. N А13-2361/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника