Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 ноября 2004 г. N А05-3112/04-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Архбум" Матусевич М.А. (доверенность от 01.01.2004 N 5), рассмотрев 26.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.07.2004 по делу N А05-3112/04-12 (судья Ивашевская Л.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архбум" (далее - Общество, ОАО "Архбум") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными требования от 12.03.2004 N 04-14/3376 об уплате 517 861 руб. налога на прибыль, а также пунктов 1.5.2 и 2.2.5 решения от 12.03.2004 N 04-14/833ДСП Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) в части отказа в признании правомерным уменьшения базы, облагаемой налогом на прибыль, на сумму расходов по ликвидации оборудования котельной.
Решением суда от 06.07.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 06.07.2004 и отказать Обществу в удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, по результатам которой составлен акт проверки от 27.01.2004 N 04-14/217ДСП и принято решение от 12.03.2004 N 04-14/833ДСП. Указанным решением Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, заявителю доначислены налоги на прибыль, на добавленную стоимость, с владельцев транспортных средств, на рекламу и на имущество и начислены пени. Налогоплательщику направлено требование от 12.03.2004 N 04-14/3376 об уплате недоимок и пеней в добровольном порядке.
В ходе налоговой проверки, в частности, установлено, что Общество в 2000 году приобрело у открытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Гидроспецфундаментстрой" два одноэтажных здания - котельную и мазутное хозяйство, расположенные по адресу: Московская область, город Подольск, улица Вишневая, дом 5. Во исполнение договорных обязательств и в связи с завершением строительства новой котельной ОАО "Архбум" обязалось ликвидировать названные объекты, в связи с чем заключило договоры с рядом подрядных организаций по проведению работ по демонтажу здания мазутного хозяйства и оборудования. Названные работ проведены обществом с ограниченной ответственностью "Регионстроймонтаж", и Общество в соответствии с условиями договора от 01.07.2002 N П/РУК-02/02 уплатило ему 2 157 567 руб., уменьшив на названную суммы свои доходы. В связи с полной амортизацией основных средств ОАО "Архбум" списало демонтированное оборудование со счетов бухгалтерского учета и уменьшило стоимость объекта основных средств в связи с их частичной ликвидацией. В этот же период Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Подольская специализированная фирма "Гидроспецфундаментстрой" заключен договор купли-продажи котельной от 23.04.2002 N ЮР 957/02, во исполнение которого составлен акт приема-передачи. Поскольку целый ряд первичных документов свидетельствует о проведению работ по демонтажу оборудования с целью реализации котельной и мазутного хозяйства, то, по мнению налоговой инспекции, ОАО "Архбум" было вправе уменьшить сумму доходов на сумму расходов только на дату перехода права собственности покупателю здания, то есть в следующем налоговом периоде, независимо от того, что договор был расторгнут. В связи с этим решением налоговой инспекции от 12.03.2004 N 04-14/833ДСП Обществу доначислено 517 861 руб. налога на прибыль и направлено требование об уплате названной суммы налога.
ОАО "Архбум" оспорило решение и требование налогового органа в этой части в арбитражный суд, который удовлетворил его требования, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих доходы, определены статьей 252 НК РФ. Согласно пункту 1 названной статьи расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии со статьей 318 НК РФ все расходы, произведенные организацией, подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизационные отчисления.
При этом в составе прямых расходов учитываются:
материальные расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг, то есть, объем расхода которых прямо пропорционален объему выпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;
расходы на оплату труда основных производственных рабочих, то есть персонала, который непосредственно занят выполнением операций по выпуску продукции, выполнению работ или оказанию услуг. Заработная плата цехового, хозяйственного и управленческого персонала относится к косвенным расходам;
амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного или налогового периода.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2005 г. в мотивировочной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "В соответствии с пунктом 2 статьи 314 НК РФ..." следует читать "В соответствии с пунктом 2 статьи 318 НК РФ..."
В соответствии с пунктом 2 статьи 314 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от их производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ предусмотрено, что в случае ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов единовременно.
Ликвидация объектов выводимых из эксплуатации основных средств осуществляется в результате:
- списания в случае морального и (или) физического износа;
- ликвидации:
- при авариях;
- стихийных бедствиях;
- иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форс-мажорными обстоятельствами;
- по другим аналогичным причинам.
Списание основных средств, не пригодных к дальнейшему использованию, восстановление которых невозможно или неэффективно, должно быть оформлено приказом руководителя предприятия и актом ликвидации основных средств, подписанным членами ликвидационной комиссии.
Расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы при наличии подтверждающих документов также могут быть учтены в составе внереализационных расходов.
Таким образом, при ликвидации объектов основных средств, в том числе включенных в отдельную амортизационную группу, сумма недоначисленной амортизации включается в состав внереализационных расходов.
Порядок отражения и ведения налогового учета по операциям реализации основных средств установлен статьями 268 и 323 НК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приобретенные у открытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Гидроспецфундаментстрой" основные средства использовались Обществом при осуществлении строительства нового производства и не соответствовали требованиям экологического законодательства, вследствие чего подлежали демонтажу и ликвидации. Кроме того, фактический срок использования зданий превышает срок использования объекта, установленный положениями статьи 258 НК РФ и Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, и для продолжения использования названных зданий необходимо проведение реконструкции.
Пунктом 2 статьи 257 НК РФ предусмотрено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям, а поскольку в данном случае имела место частичная ликвидация объекта, ОАО "Архбум" вправе уменьшить суммы доходов на суммы расходов по демонтажу и ликвидации оборудования на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции при оценке экономической обоснованности понесенных Обществом затрат правомерно учел названные обстоятельства и отклонил возражения налогового органа.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены законного судебного акта и для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, доводы которой направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия кассации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.07.2004 по делу N А05-3112/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 г. N А05-3112/04-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка