Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 октября 2004 г. N А44-3771/04-С10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Лавриненко Н.В., Шпачевой Т.В.,
при участии от АОЗТ "Фирма "Новоцмет" Семенова А.Н. (доверенность от 19.10.2004), Лады И.В. (доверенность от 19.10.2004),
рассмотрев 20.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества закрытого типа "Фирма "Новоцмет" на решение от 13.07.2004 (судья Анисимова З.С.) и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2004 (судьи Куропова Л.А., Бочарова Н.В., Чепрасов А.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-3771/04-С10,
установил:
Акционерное общество закрытого типа "Фирма "Новоцмет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 15.06.2004 N 65 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб. за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники.
Решением от 13.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2004, Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Податель жалобы не согласен с выводом суда об обязанности организаций, осуществляющих прием от населения лома цветных металлов, применять при расчетах контрольно-кассовую технику. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом не учтено положение статьи 2.1 КоАП РФ о том, что необходимым основанием для привлечения к административной ответственности является наличие вины в совершении административного правонарушения. Податель жалобы считает, что отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие событие правонарушения, а именно: при контрольной проверке не установлен факт осуществления расчетов с населением.
Нарушение норм процессуального права, по мнению подателя жалобы, выразилось в неудовлетворении судом апелляционной инстанции письменного ходатайства о вызове в суд и допросе свидетелей, что повлекло нарушение части 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Инспекция о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако представителя в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проверки в принадлежащем Обществу приемном пункте, расположенном по адресу: Новгородская область, пос. Хвойная, ул. Мира, д. За, выполнения требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) Инспекцией составлены акт проверки от 25.05.2004 N 269/000779 и протокол проверочной закупки от 25.05.2004, подписанный приемщиком Соколовым А.В., определение о возбуждении дела об' административном правонарушении и проведении административного расследования от 26.05.2004 и протокол об административном правонарушении от 09.06.2004 N 000068/65.
На основании данного протокола и материалов проверки Инспекцией принято постановление от 15.06.2004 N 65 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб. за осуществление денежных расчетов при приеме лома черных и цветных металлов у физических лиц без применения контрольно-кассовой техники.
Не согласившись с данным постановлением Инспекции, Общество обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд, установив, что порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, и придя к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает вывод суда о наличии административного правонарушения ошибочным.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" указал на то, что продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
В статье 1 Закона раскрыто содержание понятий, используемых в нем. Так, под наличными денежными расчетами понимаются расчеты, произведенные с использованием средств наличного платежа за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Пунктом 1 статьи 2 Закона установлено, что контрольно-кассовая техника должна применяться на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Анализ приведенных выше правовых норм в их неразрывной связи позволяв сделать вывод, что действие данного Закона распространяется на денежные расчеты, связанные с получением наличных денежных средств за реализованные товары (услуги), при осуществлении торговых операций или оказании услуг, в процессе которых осуществляется продажа товаров (оказание услуги) предприятиями, реализующими эти товары (услуги).
Отношения, возникающие при приеме Обществом у физических лиц металлолома, носят иной характер, поскольку денежные средства выплачиваются физическим лицам, осуществляющим продажу отходов, покупателем которых является Общество, не занимающееся при осуществлении такой деятельности реализацией товаров и не оказывающей никаких услуг.
Учитывая изложенное выше, следует признать, что прием Обществом металлолома с оплатой его стоимости по своей сути является предусмотренным статьей 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договором купли-продажи, по которому физическое лицо выступает продавцом, а Общество - покупателем, оплачивающий приобретенный им товар.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает необходимым отметить, что диспозиция статьи 14.5 КоАП РФ не предусматривает ответственности за действия, совершение которых вменено в вину Обществу.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2004 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-3771/04-С10 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области от 15.06.2004 N 65 о привлечении акционерного общества закрытого типа "Фирма "Новоцмет" к административной ответственности.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2004 г. N А44-3771/04-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника