Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 ноября 2004 г. N А42-6073/04-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Марьянковой Н.В. и Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 09.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области на решение от 23.06.2004 (судья Востряков К.А.) и постановление апелляционной инстанции от 17.08.2004 (судьи Сачкова Н.В., Романова А.А., Евтушенко О.А.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-6073/04-25,
установил:
Предприниматель Шаповалов Андрей Александрович обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области (далее - Инспекция) от 04.03.2004 N 9 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.06.2004 требования предпринимателя удовлетворены. Постановление Инспекции от 04.03.2004 N 9 признано незаконным и отменено полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе предпринимателю Шаповалову А.А. в удовлетворении требований.
Податель жалобы ссылается на следующее: суд не принял во внимание оформленные в ходе проверки документы; факт правонарушения зафиксирован в акте, составленном в присутствии продавца, который был вправе представить объяснения либо возражения по выявленным фактам; о необходимости явиться в Инспекцию заявителю было известно, о чем свидетельствует запись в акте проверки; Инспекцией соблюден порядок привлечения предпринимателя Шаповалова А.А. к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Инспекция и предприниматель Шаповалов А.А. о времени и месте слушания дела извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.03.2004 Инспекцией проведена проверка соблюдения требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в принадлежащем предпринимателю павильоне на крытом рынке, расположенном по адресу: город Заполярный, улица Юбилейная. По результатам проверки составлены акт от 03.03.2004 N 16-90 и протокол об административном правонарушении от 04.03.2004 N 02/09.
Постановлением Инспекции от 04.03.2004 N 9 предприниматель Шаповалов А.А. привлечен к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с покупателем за проданный товар без применения контрольно-кассовой машины по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 3 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций установил, что предприниматель совершил правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, усмотрев нарушение Инспекцией порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности, суд признал постановление от 04.03.2004 незаконным.
Согласно пунктам 3-6 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как установил суд первой инстанции, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие предпринимателя. Доказательств извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола Инспекцией не представлено.
Как правильно указал суд, Инспекцией нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Доводы подателя жалобы о том, что дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении указаны в протоколе от 04.04.2004, несостоятельны, поскольку данный протокол составлен в отсутствие предпринимателя и доказательства вручения предпринимателю протокола в материалах дела отсутствуют.
С учетом всех обстоятельств дела суд пришел к обоснованному выводу о том, что названные нарушения являются существенными, влекущими за собой отмену решения налогового органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.08.2004 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-6073/04-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 ноября 2004 г. N А42-6073/04-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника