Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 ноября 2004 г. N А56-14621/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2004 по делу N А56-14621/04 (судья Лопато И.Б.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Тихвинское Энергоснабжающие предприятие "Титран-Энерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 03.03.2004 N 03-05/3030.
Решением суда от 19.07.2004 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а именно статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, налоговая инспекция правомерно доначислила обществу налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в связи с отклонением цен за оказание им услуг по перекачке фекальных стоков.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения заявителем законодательства о налогах и сборах за период с 01.06.2002 по 30.06.2003, о чем составила акт от 29.12.2003 N 170.
Из акта проверки усматривается, что налогоплательщик и ЗАО ТЗТМ "Титран" являются взаимозависимыми лицами. В первом полугодии 2003 года общество оказывало ЗАО ТЗТМ "Титран" услуги по перекачке фекальных стоков. При этом цены на такие услуги отличались от цен по договорам с другими организациями (ООО "Русский лес", ООО "Леннефтепродукт") в сторону понижения более чем на 20%. Налоговая инспекция на основании статьи 40 НК РФ определила стоимость услуг для целей исчисления налога на прибыль и НДС, исходя из рыночных цен, определенных обществом по договорам со сторонними организациями (ООО "Русский лес" и ООО "Леннефтепродукт").
Рассмотрев материалы проверки и разногласия налогоплательщика по акту проверки, налоговая инспекция вынесла решение от 03.03.2004 N 03-05/3030, в котором предложила обществу уплатить 1159 руб. НДС и 129 руб. пеней.
Суд первой инстанции, признавая решение налогового органа недействительным, исходил из того, что налоговая инспекция при определении рыночной цены нарушила требования статьи 40 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда правомерным.
Как следует из материалов дела, общество заключило с ООО "Русский лес" договор от 01.05.2003 N 25-С и с ОАО "Леннефтепродукт" от 01.05.2003 N 23-С, в которых стоимость услуги по перекачке одной тысячи кубометра сточных вод была установлена в 3440 руб. без НДС. При этом на основании договора от 01.06.2003 N 24А с ЗАО "ТЗТМ "Титран" стоимость такой услуги по счету-фактуре N 88930149 от 30.06.2003 составила 2502 руб. 18 коп., то есть более чем на 20% ниже, чем по указанным выше договорам.
Поскольку общество и ЗАО "ТЗТМ "Титран" являются взаимозависимыми лицами, налоговая инспекция в рамках осуществления контроля за полнотой исчисления налогов, направила запрос об имеющихся котировках цен на услуги по перекачке стоков на Санкт-Петербургскую биржу. В ответе от 26.11.2003 N 673 сообщалось, что ценовой информации по данным услугам в базе данных нет. В связи с этим, налоговая инспекция определила рыночную стоимость услуг исходя из цен, указанных в договорах с ООО "Русский лес" и ОАО "Леннефтеродукт" и доначислила обществу НДС и пени.
В соответствии со статьей 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам:
- между взаимозависимыми лицами;
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель.
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
В данном случае суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что налоговая инспекция не установила размер рыночной цены услуг по перекачке стоков, поскольку цена, указанная в договорах с ООО "Русский лес" и ОАО "Леннефтепродукт", не может служить доказательством соответствия этой цены рыночной.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, следовательно, оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2004 по делу N А56-14621/04 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2004 г. N А56-14621/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника