Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 октября 2004 г. N А13-5922/04-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 27.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" на решение от 01.07.04 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 18.08.04 (судьи Курпанова Н.Ю., Ваулина Т.Н., Кургин А.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5922/04-20,
установил:
Государственное энергетическое, энергоснабжающее и электрораспределительное предприятие Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании (с учетом уменьшения суммы иска) 7 957 руб. 92 коп. расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в период с 01.01.04 по 31.03.04. Данные льготы предоставлялись жителям города Сокола Вологодской области, имеющим звание "Почетный донор России", на основании Закона Российской Федерации от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон).
Решением от 01.07.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.08.04, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, затраты на предоставление льгот должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Предприятие считает необоснованным применение судом положений бюджетного законодательства.
Участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом, в период с 01.01.04 по 31.03.04 Предприятие в соответствии со статьей 11 Закона предоставляло 50-процентную скидку по оплате электроэнергии жителям города Сокола Вологодской области, имеющим звание "Почетный донор России".
В связи с неполным возмещением расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, истец обратился в суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и размер расходов, связанных с их предоставлением, не оспаривается.
Пунктом 4 статьи 47 Федерального закона от 23.12.03 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено выделение федеральным бюджетом на 2004 год денежных средств бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона. По завершению финансового 2004 года выделенные средства будут распределены и перечислены субъектам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 222 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), бюджетное обязательство - это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.
В соответствии с частью 2 статьи 5 и статьей 264 Кодекса закон о бюджете принимается на финансовый год и завершается 31 декабря.
Бюджетные обязательства должны быть оплачены до исполнения федерального бюджета завершаемого года, то есть до 31 декабря включительно.
Руководствуясь нормами Федерального закона от 23.12.03 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" и Кодекса суд делает вывод, что Предприятие вправе заявлять требование о возмещении расходов лишь по завершении финансового 2004 года, при этом компенсации должны производиться за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что такой вывод суда неправомерен по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 Закона финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Согласно статье 5 Закона органы государственного управления и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническое обеспечение организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. Однако ни в статье 11, ни в других статьях Закона не содержится указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление названных льгот. Анализ указанных статей позволяет сделать вывод о том, что финансирование соответствующих льгот за счет средств бюджетов может быть осуществлено только после принятия федеральной, республиканских, территориальных и местных программ. Целевые расходы на такое финансирование должны быть включены в состав соответствующих бюджетов.
Таким образом, нормами Закона не установлены ни конкретный размер льгот, ни порядок распределения бремени между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением.
Следовательно, Закон не позволяет сделать вывод о принятии Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления обязательств по финансированию мероприятий, связанных с предоставлением льгот, а лишь указывает на возможность возложить на них такие обязательства в будущем на основе принятия федеральной, республиканских, территориальных или местных программ.
В определении Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.02 N 68-О указано на то обстоятельство, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса.
В связи с этим предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона, впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Вывод суда о том, что заявленный иск является иском о взыскании компенсации в размере недофинансирования, кассационная инстанция также считает несостоятельным, поскольку истец не является получателем бюджетных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.07.04 и постановление апелляционной инстанции от 18.08.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5922/04-20 отменить.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2005 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "20 985 руб. 87 коп." следует читать "7 957 руб. 92 коп."
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" 20 985 руб. 87 коп. расходов.
Возвратить государственному энергетическому, энергоснабжающему и электрораспределительному предприятию Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" из федерального бюджета 198 руб. 95 коп. расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе, уплаченной платежным поручением от 16.09.04 N 2599.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2004 г. N А13-5922/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка