Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 ноября 2004 г. N А56-15015/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Таволга" Шарипова С.Р. (доверенность от 31.03.2004),
рассмотрев 22.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 27.05.2004 (судья Протас Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 12.08.2004 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15015/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Таволга" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 18.02.2004 N 08/06/04 в части пунктов 1 и 3 резолютивной части решения, а также незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе возместить Обществу из бюджета 5 119 658 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2003 года, и обязании налогового органа возвратить Обществу названную сумму.
Решением суда от 27.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.08.2004, заявленные требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что вопрос о возврате НДС по товарам, приобретенным для перепродажи, может быть рассмотрен налоговым органом только после проведения встречных проверок поставщиков по всей цепочке до производителя. В ходе встречных проверок поставщиков Общества по вопросу подтверждения оприходования товаров, приобретенных у заявителя, Инспекция установила, что проверку поставщика закрытого акционерного общества "Перспектива" провести не представляется возможным, поскольку данная организация по адресу, указанному в ее учредительных документах, фактически не находится.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС за октябрь 2003 года, указав к возмещению из бюджета 5 119 658 руб. НДС.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку правомерности возмещения Обществу из бюджета НДС за октябрь 2003 года. По результатам проверки составлен акт от 05.02.2004 N 08/06/04 и вынесено решение от 18.02.2004 N 08/06/04 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности и об отказе в возмещении Обществу 5 119 658 руб. НДС по импорту за октябрь 2003 года.
В обоснование решения Инспекция сослалась на то, что заявитель не оплатил товар, приобретенный у фирмы "Viа Мах" LLС, США, в октябре 2003 год. Кроме того, отгрузка товара обществу с ограниченной ответственностью "Лагуна" произведена Обществом по счетам-фактурам, оформленным с нарушением статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суды исходили из того, что заявителем представлены все документы, установленные пунктом 1 статьи 172 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов.
Суд кассационной инстанции считает, что решение Инспекции не основано на нормах налогового законодательства и нарушает права Общества, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты, а вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории товаров, приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи (абзац 2) вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В данном случае в октябре 2003 года Общество осуществило ввоз товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, что подтверждается грузовыми таможенными декларациями (далее - ГТД), что Инспекция не оспаривает. Оплата таможенных платежей и в их составе сумм НДС с расчетного счета заявителя материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается.
Довод жалобы Инспекции об отсутствии ответов по встречным проверкам покупателей импортированного Обществом товара суд кассационной инстанции не принимает, поскольку заявителем представлены договор с покупателем о реализации товара, товарные накладные, платежные документы об оплате товара, счета-фактуры, что является надлежащим доказательством существования реальных хозяйственных отношений между Обществом и покупателями товара.
Кроме того, взаимоотношения покупателей товара с налоговыми органами в силу положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не могут повлиять на право налогоплательщика на применения налоговых вычетов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Поскольку факты ввоза товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, оплаты таможенных платежей и в их составе НДС, а также оприходования заявителем импортированного товара подтверждены первичными документами, которые имеются в материалах дела и являются допустимыми доказательствами (заключенный с иностранным лицом контракт, ГТД, платежные документы, товарные накладные, счета-фактуры), следует признать, что у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа Обществу в возмещении из бюджета 5 119 658 рублей НДС за октябрь 2003 года.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Инспекции от 18.02.2004 N 08/06/04 обоснованно признано недействительным в судебном порядке, налоговый орган правомерно обязан произвести возврат 5 119 658 руб. НДС Обществу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.08.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15015/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2004 г. N А56-15015/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника