Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 ноября 2004 г. N А66-2429-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., при участии от Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Сметаниной Н.Е. (доверенность от 30.12.03 N 01-31/05/7580),
рассмотрев 15.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 20.05.04 (судья Пугачев А.А.) и постановление апелляционной инстанции от 11.08.04 (судьи Кожемятова Л.Н., Бажан О.М., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2429-04,
установил:
Открытое акционерное общество "Вышневолоцкий мебельно- деревообрабатывающий комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области о признании недействительными решения и требования от 06.02.04 N 32 государственного учреждения Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Торжокского межрайонного филиала N 2 (далее - фонд) об уплате 56 324 руб. недоимки и 2 448 руб. недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также об обязании фонда принять к зачету 66 178 руб. 39 коп. расходов общества, понесенных в связи с приобретением спецодежды и средств индивидуальной защиты.
Решением суда от 20.05.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
По мнению подателя жалобы, общество не представило документов, подтверждающих целевое использование средств фонда, в связи с чем заявленная денежная сумма обоснованно не принята к зачету.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество обратилось в фонд с просьбой разрешить финансирование предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет страховых взносов, начисляемых в 2003 году на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Приказом от 02.07.03 N 343/03 фонд разрешил заявителю направить на частичное финансирование предупредительных мер в 2003 году согласно представленному плану средства в размере 202 330 руб.
В соответствии с договором от 11.08.03 N 182/2003, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "ПКФ "Аякс-Тверь", общество приобрело средства индивидуальной защиты на сумму 79 414 руб. с учетом налога на добавленную стоимость. Согласно договору от 31.10.03 оплата товара произведена обществом путем зачета встречных требований контрагента за поставленную мебель.
Письмом от 06.10.03 N 1192 общество представило в фонд отчет об использовании 66 178 руб. 39 коп. страховых вносов, однако фонд не принял к зачету указанную сумму расходов на финансирование предупредительных мер.
На основании решения от 06.02.04 N 32 фонд направил обществу требование от 06.02.04 N 32 об уплате 56 324 руб. недоимки и 2 448 руб. пеней по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 17 Закона страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда.
Статьей 18 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" и статьей 2 Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год" предусмотрено, что порядок и условия осуществления финансирования в 2003 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о частичном финансировании в 2003 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.03 N 82 (далее - Положение), финансированию подлежат предупредительные меры, предусмотренные в перечне предупредительных мер на 2003 год, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденном Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации.
В перечень предупредительных мер, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.03.03 N 9, включена оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам.
В силу пунктов 3, 6, 8 Положения частичное финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем в пределах сумм текущих страховых взносов, перечисляемых страховщику. Страхователь ведет учет средств, направляемых на частичное финансирование предупредительных мер, и ежеквартально представляет в Фонд отчет об их использовании по утвержденной Фондом форме. Расходы, произведенные страхователем при отсутствии решения Фонда или в нарушение такого решения, а также расходы, не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются Фондом в счет уплаты страховых взносов.
Согласно материалам дела использование обществом денежных средств на приобретение средств индивидуальной защиты подтверждается счетами-фактурами от 19.09.03 N 143А и от 30.09.03 N 175, товарными накладными, приходными ордерами от 22.09.03 N 878 и от 30.09.03 N 927, договором о прекращении обязательств зачетом.
При таких обстоятельствах у фонда отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в принятии спорных денежных средств к зачету в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Оплата товара путем зачета встречных требований контрагента соответствует положениям гражданского законодательства (статья 410 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не противоречит публично-правовым нормам, действующим в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Довод фонда о том, что надлежащим подтверждением целевого использования денежных средств является платежное поручение или иной платежный документ с соответствующей отметкой об оплате, несостоятелен. В Положении отсутствует перечень документов, подтверждающих целевое использование денежных средств, не установлен и запрет на оплату предупредительных мероприятий путем зачета.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 11.08.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2429-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Хохлов |
О.В.Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2004 г. N А66-2429-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника