Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 ноября 2004 г. N А26-3891/04-211
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Абакумовой И.Д., рассмотрев 24.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение от 08.06.2004 (судья Подкопаев А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 18.08.2004 (судьи Шатина Г.Г., Зинькуева И.А., Кудрявцева Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3891/04-211,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") 100 руб. штрафа, установленного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года.
Решением суда от 08.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2004, в удовлетворении заявленных требований налоговому органу отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить названные судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Как указывает податель жалобы, Федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - Предприятие, ФГУП ОЖД МПС РФ) несвоевременно представило декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года за структурное подразделение "Отдел материально-технического снабжения" своего филиала "Петрозаводское отделение". При сроке представления 28.10.2003, декларация была представлена Предприятием 30.10.2003. По мнению инспекции, налоговый орган правомерно принял решение о привлечении к налоговой ответственности правопреемника Предприятия - ОАО "РЖД", поскольку на момент вынесения решения имущество ФГУП ОЖД МПС РФ, в состав которого входит имущество структурного подразделения "Отдел материально-технического снабжения" филиала "Петрозаводское отделение", было передано в уставный капитал ОАО "РЖД", а также закрыты счета ФГУП ОЖД МПС РФ. Кроме того, как указывает налоговая инспекция, все документы по камеральной проверке ФГУП ОЖД МПС РФ также направлялись в адрес ОАО "РЖД". Следовательно, по мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы Закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) и статьи 50 НК РФ.
Представители общества и налоговой инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ФГУП ОЖД МПС РФ представило в инспекцию 30.10.2003 декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года по структурному подразделению "Отдел материально-технического снабжения" своего филиала "Петрозаводское отделение".
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной налоговой декларации, в ходе которой налоговый орган установил несвоевременное ее представление. Согласно штемпелю на почтовом конверте налоговая декларация была направлена в налоговый орган 30.10.2003 при сроке представления 28.10.2003. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 16.12.2003 N 6.3-05/981 в отношении ФГУП ОЖД МПС РФ. Указанный акт был направлен ФГУП ОЖД МПС РФ и ОАО "РЖД" с сопроводительным письмом от 13.01.04 N 6.3-05/942.
На основании материалов проверки налоговым органом принято решение от 30.01.2004 N 6.3-08/60 о привлечении ОАО "РЖД" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ в виде 100 руб. штрафа как правопреемника ФГУП ОЖД МПС РФ, так как согласно статье 2 Закона N 115-ФЗ к ОАО "РЖД" с даты составления передаточного акта (30.09.2003), перешла обязанность ФГУП ОЖД МПС РФ по уплате налогов, погашению задолженности по налогам, пеням и штрафам.
В соответствии с принятым решением налоговая инспекция выставила требование об уплате налоговой санкции от 30.01.2004 N 6.3-08/60, направив его ФГУП ОЖД МПС РФ и ОАО "РЖД".
Общество и Предприятие добровольно данное требование не исполнили, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании 100 руб. штрафа с ОАО "РЖД".
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требования налоговой инспекции, указали на то, что на момент рассмотрения дела ФГУП ОЖД МПС РФ из реестра юридических лиц не исключено, с учета в качестве налогоплательщика не снято, а следовательно, ОАО "РЖД" не является правопреемником ФГУП ОЖД МПС РФ в части уплаты штрафа, начисленного после даты составления передаточного акта - 30.09.03. Суд также указал на отсутствие самого события налогового правонарушения со стороны ОАО "РЖД" и отсутствие вины общества в совершении налогового правонарушения ФГУП ОЖД МПС РФ.
По мнению кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали заявителю в удовлетворении требования и сделали правильный вывод о том, что налоговая инспекция в данном случае необоснованно вменила ОАО "РЖД" в вину нарушение пункта 1 статьи 119 НК РФ.
В соответствии со статьей 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном названной статьей.
При этом исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшем к нему обязанностям, а также причитающиеся суммы штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. При выполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов, правопреемник (правопреемники) пользуется всеми правами и исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" создано в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта на основании Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения железнодорожным транспортом" и постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги" путем изъятия части имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал общества. Устав общества зарегистрирован 23.09.2003. Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в его уставный капитал утвержден 30.09.2003.
Согласно статье 2 Закона N 115-ФЗ Федеральный Закон от 31.07.1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 9.3, в соответствии с которой правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
Следовательно, в соответствии с названными нормами, обязанность ОАО "РЖД" по уплате штрафов реорганизованного лица возникает только в том случае, если это лицо уже было привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа на момент утверждения передаточного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Обязанность представления налоговой декларации по налогу на прибыль установлена статьей 289 НК РФ. Так, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего налогового периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган влечет за собой ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
В данном случае обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года сохранялась у ФГУП ОЖД МПС РФ, поскольку передаточный акт утвержден только 30.09.2003, а из государственного реестра юридических лиц ФГУП ОЖД МПС РФ исключено 28.05.2004.
Указанное в статье 119 НК РФ налоговое правонарушение совершено ФГУП ОЖД МПС РФ, что отражено в акте налоговой проверки. Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для привлечения ОАО "РЖД" к налоговой ответственности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.08.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3891/04-211 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Кочерова |
И.Д.Абакумова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2004 г. N А26-3891/04-211
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника