Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 ноября 2004 г. N А56-44474/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Клевцова Д.В. (доверенность от 29.12.2003 N Ю-11/837), адвоката Суркова О.Н. (доверенность от 27.02.2004 N Ю-11/124, удостоверение от 22.04.2003 N 1598), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Щепенниковой М.Е. (доверенность от 08.06.2004 N 03-09/Д30),
рассмотрев 18.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение от 09.02.2004 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 (судьи Градусов А.Е., Цурбина С.И., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-44474/03,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 20.10.2003 N 07-31/434 в части отказа в возмещении 6 265 497 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года и об обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 09.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд не применил подлежащий применению пункт 5 и пункт 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); применил пункт 2 статьи 3 НК РФ, не подлежащий применению; посчитал установленными недоказанные обстоятельства и неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной 22.09.2003 федеральным государственным унитарным предприятием "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения России" (далее - предприятие) декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за август 2003 года, а также предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение указанной ставки налога и налоговых вычетов в сумме 72 136 970 руб., результаты которой отразила в мотивированном заключении от 20.10.2003.
На основании мотивированного заключения принято решение от 20.10.2003 N 07-31/434, согласно которому налоговый орган признал обоснованным возмещение из бюджета 65 871 473 руб. налога на добавленную стоимость и отказал в возмещении 6 265 497 руб. налога на добавленную стоимость.
Основанием к отказу в возмещении 6 265 497 руб. налога на добавленную стоимость (из 72 136 970 руб.), относящихся к реализации предприятием услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ (услуги по международной перевозке пассажиров и багажа), послужило непредставление налогоплательщиком в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 165 НК РФ (выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя услуг на счет предприятия, и реестра единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения). Вместо указанных документов предприятие в подтверждение права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов представило в налоговый орган письма "Желдоррасчета".
Кроме того, Общество представило в налоговую инспекцию документы, не соответствующие требованиям пункта 5 статьи 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов и ставки 0 процентов по названному налогу к выручке, полученной по договору от 30.11.2001 N 3/2002. Налоговый орган считает, что услуги, оказываемые Обществом по договору от 30.11.2001 N 3/2002, не относятся к услугам железных дорог по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
Согласно названному договору, заключенным ОАО "РЖД" с VR Ltd (Финляндия), Общество производит на территории Российской Федерации дополнительную (не предусмотренную планом формирования) работу по формированию поездов маршрутами из цистерн с наливными грузами, а VR Ltd на территории Финляндии выполняет дополнительную работу по формированию поездов с учетом разделения порожних и груженых вагонов для передачи составами предприятию. Общество обслуживает движение передаточных поездов на финской территории пограничных переходов, а VR Ltd обслуживает передаточные поезда на российской территории пограничных переходов. Расчеты за выполненные работы осуществляются непосредственно между Обществом и VR Ltd в иностранной валюте (ЕВРО) на основании сальдовых ведомостей, в связи с чем валютная выручка, минуя уполномоченный орган МПС РФ "Желдоррасчет", зачисляется непосредственно на счет Общества и не в полном объеме. Разрешение органов валютного контроля на неполное зачисление валютной выручки на счет налогоплательщика в российском банке предприятием в налоговый орган не представлено. В нарушение пункта 5 статьи 165 НК РФ Общество представило в налоговый орган для обоснования правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налогового вычета в сумме 288 425 руб. выписку банка, как это предусмотрено подпунктом 2 пункта 5 статьи 165 НК РФ при получении выручки в валюте Российской Федерации, в то время как фактически выручка поступила в иностранной валюте; в расчетных письмах "Желдоррасчета" названная выручка не отражена; для ее подтверждения единые международные перевозочные документы представлены предприятием повторно, то есть те документы, которые уже принимались налоговым органом как основание для возмещения Обществу из бюджета налога на добавленную стоимость.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2005 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "от 18.09.2003 N 583" следует читать "от 18.09.2003 N 585"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 583 было учреждено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и утвержден устав. Запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" внесена 23.09.2003. Предприятие в настоящее время является филиалом.
ОАО "РЖД" частично не согласилось с решением налогового органа от 20.10.2003 N 07-31/434 и 20.11.2003 обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество пояснило, что сложившийся порядок международных расчетов за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении не позволяет выполнить условия статьи 165 НК РФ в полном объеме. Расчеты между железными дорогами - участницами международной перевозки пассажиров и багажа - производятся на основании правил о расчетах в международном пассажирском и грузовом сообщении, в соответствии с которыми на основании отчетов и счетов, являющихся расчетными документами, составляются сальдовые ведомости по пассажирским и грузовым перевозкам, высылаемые участвующим в перевозке железнодорожным администрациям. Расчеты за международные железнодорожные перевозки осуществляются по сальдо расчетов, в связи с чем поступившие или оплаченные денежные средства не соответствуют сумме доходных поступлений за проданные билеты, плацкарты, отправление багажа и товаробагажа. В России все расчетные документы от иностранных дорог, дорог стран СНГ и Балтии поступают в Центр "Желдоррасчет", который осуществляет распределение начисленных сумм, причитающихся каждой российской железной дороге, в виде расчетных писем, в которых указывается причитающаяся валютная выручка по каждой статье расчета. Таким образом, расчетные письма являются единственным документом, подтверждающим обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Дополнительные работы по сортировке и формированию поездов, а также обслуживание движения передаточных поездов на финской территории пограничных переходов в соответствии с договором от 30.11.2001 N 3/2002 являются услугами взаимосвязанных действий общего перевозочного процесса на железнодорожном транспорте, следовательно, относятся к услугам по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция считает, что судебные инстанции правомерно признали недействительным решение налоговой инспекции от 20.10.2003 N 07-31/434 в части отказа Обществу в возмещении из бюджета 6 265 497 руб. налога на добавленную стоимость, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении экспортных операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежат возмещению на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 165 НК РФ при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ;
- реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Отказывая ОАО "РЖД" в возмещении суммы налога при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа за август 2003 года, налоговая инспекция сослалась на отсутствие у Общества первичных документов, подтверждающих поступление денежных средств за оказанные услуги, а также реестра единых международных перевозочных документов по данным перевозкам, так как оформление этих документов происходит на станциях отправления других регионов России и за рубежом.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.07.2003 N 12-П признал недопустимым формальный подход к решению вопроса об условиях реализации налогоплательщиком права на применение налоговой ставки 0%, в том числе и по документальному подтверждению обоснованности применения этой ставки. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил свою правовую позицию о необходимости учитывать в сфере налоговых правоотношений публичные интересы государства, связанные с его экономической безопасностью, и частные интересы физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Закон N 153-ФЗ) железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которым осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС РФ) как федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу пункта 1 статьи 7 названного Закона управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 153-ФЗ перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа железнодорожным транспортом в международном сообщении транзитом по территории Российской Федерации осуществляются на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 153-ФЗ установлено, что экономические взаимоотношения между железными дорогами (включая распределение доходов от перевозок) регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом конкретного вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции Министерства путей сообщения Российской Федерации от 07.04.93 N ЦФ-158 "О порядке распределения валютной выручки от международных пассажирских и грузовых перевозок между железными дорогами России" (далее - Инструкция N ЦФ-158) валютная выручка за международные пассажирские и грузовые перевозки, осуществляемые на основе международных соглашений и договоров, а также договоров, заключаемых МПС на перевозки и услуги с оплатой в валюте, поступает от иностранных дорог, железных дорог бывшего СССР, экспедиторских, туристических и других организаций на валютный счет Центра "Желдоррасчет".
Согласно пунктам 5.1 и 5.3 данной Инструкции рублевый эквивалент, полученный от обязательной продажи валюты, распределяется между железными дорогами по принципам, указанным в этой Инструкции, по курсу, определяемому Центральным банком России на день продажи валюты. При этом Центр "Желдоррасчет" ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, составляет и направляет железным дорогам расчетные письма, где указывает причитающуюся им валютную выручку по каждой статье расчетов.
Таким образом, в силу специфики деятельности железных дорог расчетные письма Центра "Желдоррасчет" по своему содержанию подтверждают факты оказания услуг на основе международных соглашений и договоров при осуществлении перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении в части их следования через ОЖД транзитом при оформлении проездных документов другими дорогами России и иностранными железными дорогами и поступления валютной выручки.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что предприятие в полном объеме представило в инспекцию соответствующие письма Центра "Желдоррасчет" о распределении валютной выручки за август 2003 года.
При этом из смысла подпункта 4 пункта 1 статьи 164 и пункта 6 статьи 165 НК РФ следует, что налогоплательщик только в случае оформления им перевозок пассажиров и багажа на основании единых международных перевозочных документов обязан представлять в налоговую инспекцию соответствующий реестр этих документов, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.
Факт представления Обществом данных реестров единых международных перевозочных документов за август 2003 года налоговым органом не оспаривается.
Обязанность же ОАО "РЖД" представлять такие реестры в случае оформления единых международных перевозочных документов другими дорогами России и иностранными железными дорогами названные нормы Кодекса не устанавливают.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что налогоплательщик, с учетом специфики распределения доходов между железными дорогами в системе МПС России, документально подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0% в августе 2003 года при осуществлении перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении в части их следования через Октябрьскую железную дорогу транзитом.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-44474/03 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2004 г. N А56-44474/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка