Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 ноября 2004 г. N А26-5026/04-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Коробова К.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии от Петрозаводского гарнизонного Дома офицеров Шаркевича И.Н. (доверенность от 10.11.2002),
рассмотрев 17.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение от 21.06.2004 (судья Таратунина Р.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 11.08.2004 (судьи Переплеснин О.Б., Романова О.Я., Кудрявцева Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5026/04-22,
установил:
Петрозаводский гарнизонный Дом офицеров (далее - Дом офицеров) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - Инспекция) от 20.05.2004 N 6.2-06/177 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением от 21.06.2004 заявление Дома офицеров удовлетворено.
Постановление Инспекции от 20.05.2004 N 6.2-06/177 признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 25.02.2000 N 20-н" следует читать "от 25.02.2000 N 20н"
Податель жалобы ссылается на следующее: форма выданного Домом офицеров бланка строгой отчетности Министерства обороны Российской Федерации серии ЦЯ N 266238 не утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20-н, поэтому его использование является нарушением статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон "О применении ККТ") и влечет за собой установленную статьей 14.5 КоАП РФ административную ответственность юридического лица.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Дома офицеров просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.05.2004 Инспекцией проведена проверка соблюдения требований Закона "О применении ККТ" в Доме офицеров, расположенном по адресу: город Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 28. По результатам , проверки составлены акт от 15.05.2004 N 6.2-06/1223 и протокол об административном правонарушении от 18.05.2004 N 6.2-06/175, в которых зафиксирован факт осуществления наличных денежных расчетов при реализации входного билета на вечер отдыха по цене 50 руб. серии ЦЯ N 266238, форма которого утверждена Министерством обороны Российской Федерации, без применения контрольно-кассовой техники.
Постановлением Инспекции от 20.05.2004 N 6.2-06/177 Дом офицеров привлечен к административной ответственности за осуществление наличных денежных расчетов с клиентом без применения контрольно-кассовой машины по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, Дом офицеров обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу о том, что Инспекция, не допустив процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих признание незаконным решения административного органа, тем не менее необоснованно привлекла Дом офицеров к административной ответственности.
Как правильно указал суд, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 2 Закона "О применении ККТ" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
До момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Из материалов дела усматривается, что заявитель при осуществлении наличных денежных расчетов за посещение вечера отдыха выдал клиенту билет, являющийся бланком строгой отчетности, форма которого, а также порядок выдачи и реализации, установлены Инструкцией по ведению билетного хозяйства в учреждениях культуры Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.08.1997 N 322. Помимо этого, приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.03.2001 N 135 разрешено использовать при ведении бухгалтерского учета до полного израсходования запасов первичные учетные документы, ранее установленные приказом Министра обороны Российской Федерации.
Таким образом, выданный Домом офицеров билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждена в установленном порядке, и применение данного билета при осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг населению исключает административную ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники.
Кроме того, суд обоснованно учел специфику статуса Дома офицеров и его обязанность подчиняться приказам Министра обороны Российской Федерации, действие которых распространяется на заявителя без каких-либо ограничений.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 11.08.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5026/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Марьянкова |
Т.В.Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2004 г. N А26-5026/04-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника