Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 февраля 2002 г. N 3281
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области Самарина Д.А. (доверенность от 03.01.2002 N 17), Иваненко Д.Н. (доверенность от 03.01.2002 N 7), от общества с ограниченной ответственностью "Шанс" Маслаковой Е.Н. (доверенность от 15.02.2002 N 114), Волосатовой Л.В. (доверенность от 15.02.2002 N 113),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.09.2001 по делу N 3281 (судья Орлова В.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Шанс" (далее - ООО "Шанс", общество) 232 300 рублей налоговых санкций на основании решения от 25.09.2001 N 78-05 за неполную уплату налога на добавленную стоимость.
Решением от 25.09.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить иск, ссылаясь на неправильное применение судом нормы материального права - подпункта "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Управление Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Тверской области (далее - налоговая полиция), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения налогового законодательства (правильности исчисления, удержания, уплаты, перечисления налогов на добавленную стоимость и на прибыль) ООО "Шанс" за период с 01.01.2000 по 30.06.2000. В результате проверки выявлены нарушения законодательства, о чем составлен акт от 24.01.2001 N 1 и принято решение от 21.02.2001 N 78-05 о начислении налога на добавленную стоимость и пеней, а также о привлечении к ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога.
В ходе проверки установлена неполная уплата обществом в бюджет в первом и втором кварталах 2000 года налога на добавленную стоимость вследствие неправомерного, по мнению налоговой инспекции, пользования льготой, предусмотренной подпунктом "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", поскольку налоговым органом установлено формальное зачисление на работу инвалидов. В результате пересчета численности работников за первый квартал 2000 года численность инвалидов составила 49,4 процента, а за второй квартал 2000 года - 48,3 процента, то есть менее 50 процентов от общей численности работников.
К выводу, что ответчиком занижена численность работников, не относящихся к категории инвалидов, налоговый орган пришел, исходя из показаний работников, полученных налоговой полицией.
Согласно подпункту "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50 процентов общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских организаций инвалидов (абзац в редакции, введенной в действие с 01.01.2000 Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ).
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "Шанс" учреждено Тверским региональным отделением общественной организации "Всероссийское общество глухих" и уставный капитал полностью состоит из вклада данной общественной организации.
Суд первой инстанции, отказывая в иске о взыскании налоговых санкций, правомерно указал, что представленные обществом документы подтверждают наличие 50 процентов инвалидов в среднесписочной численности работников предприятия в рамках каждого отчетного периода, что давало ответчику право на использование льготы. Объяснения работников, в то время как право на льготу зависит от среднесписочной численности работников общества, не опровергают данные, содержащиеся в документах, представленных обществом. В связи с этим на них не могли основываться выводы о неправомерном использовании ответчиком льготы по налогу на добавленную стоимость.
Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о правомерности использования обществом льготы по налогу на добавленную стоимость.
Довод налоговой полиции в отзыве на кассационную жалобу, что ООО "Шанс" не является организацией, уставный капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, является необоснованным.
"Всероссийское общество глухих" как общероссийская организация строится по территориальному принципу. В его состав входят региональные и местные организации, а также первичные организации.
Как следует из содержания статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях", под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Таким образом, Тверское региональное отделение общественной организации "Всероссийское общество глухих" является структурным подразделением общероссийской общественной организации инвалидов.
Использование термина "региональная организация" не может изменить ее статуса как структурного подразделения общероссийской общественной организации и признать ее региональной общественной организацией.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.09.2001 по делу N 3281 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2002 г. N 3281
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника