Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 декабря 2004 г. N А56-26406/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга главного специалиста Сидорова А.В. (доверенность от 15.09.2004 N 17/17678), от общества с ограниченной ответственностью "СЭР" адвоката Быченко С.В. (доверенность от 26.07.2004), ведущих юрисконсультов Соседенко Г.Н. (доверенность от 01.06.2004) и Васильевой В.А. (доверенность от 01.06.2004),
рассмотрев 23.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2004 по делу N А56-26406/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СЭР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция), а также двух требований от 05.07.2004 об уплате налога, пеней и налоговой санкции.
К участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных требований привлечена Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области.
Решением суда от 16.09.2004 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права. Податель жалобы считает, что в соответствии с положениями статьи 366 и 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на игорный бизнес подлежит уплате налогоплательщиком по месту осуществления деятельности, а не по месту регистрации налоговым органом в качестве налогоплательщика.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить решение суда без изменения.
3-е лицо о месте и времени рассмотрения дело извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты Обществом налога на игорный бизнес за март, апрель, май 2004 года, по результатам которой приняла решение от 05.07.2004 N 10/4.
Названным решением Инспекция привлекла заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 175 500 руб. штрафа за неуплату налога на игорный бизнес и к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 253 125 руб. штрафа за непредставление налоговых деклараций по названному налогу за указанные периода, а также доначислила Обществу 877 500 руб. налога на игорный бизнес и 17 455 руб. пеней за его несвоевременную уплату и выставила соответствующие требования об уплате налога и налоговой санкции.
Инспекция установила, что Общество в проверяемый период осуществляло эксплуатацию игровых автоматов в обособленных подразделениях, расположенных на территории Выборгского района Санкт-Петербурга и в нарушении положений статей 19, 365-366, 369, 370-371 НК РФ на названной территории не зарегистрировало в установленном порядке игровые автоматы как объекты обложения налогом на игорный бизнес, не подавала соответствующие налоговые декларации и не исчисляло и не уплачивало налог в бюджет Выборгского района Санкт-Петербурга.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями статьи 366 НК РФ Общество зарегистрировало, а также исчислило и уплатило в бюджет налог на игорный бизнес по месту своей регистрации в налоговом органе в качестве налогоплательщика, то есть на территории Всеволожского района Ленинградской области в региональный бюджет, в связи с чем положения статьей 19 и 83 НК РФ, обязывающие каждого налогоплательщика осуществить регистрацию в налоговом органе игровых автоматов в качестве обособленных подразделений по месту их фактического нахождения в данном случае не применимы.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии с положениями статей 365 и 366 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
В статье 364 НК РФ дано определение следующих понятий:
игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;
игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;
игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;
касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 366 НК РФ (целях настоящей главы 29 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2004) налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (в редакции Федерального закона от 27.12.2002 N 182-ФЗ).
Согласно положениям пункта 3-5 статьи 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения. Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2005 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "от 08.10.2001 N 57-ФЗ" следует читать "от 08.10.2001 N 57-ОЗ"
Из положений главы 29 НК РФ, а также Областного закона от 08.10.2001 N 57-ФЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области" и Закона Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 623-94 "О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге", действовавших в проверяемый период, следует, что игровые автоматы как объекты обложения налогом на игорный бизнес подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика.
В данном случае в проверенный период положения статей 19 и 83 НК РФ, обязывающие каждого налогоплательщика осуществить регистрацию в налоговом органе обособленных подразделений по месту их фактического нахождения, не применимы. Более того, согласно статье 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Игровой автомат не создает стационарные рабочие места организации, поскольку иное в проверенный период положениями главы 29 НК РФ не предусмотрено.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2005 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "от 15.03.2004 N 22-0-10/425" следует читать "от 15.03.2004 N 22-0-10/425@"
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.03.2004 N 22-0-10/425 разъяснило, что "в отношении игровых автоматов следует иметь в виду, что в случае если игровой автомат расположен вне места нахождения организации (места нахождения обособленного подразделения организации), постановка на учет данного объекта налогообложения налогом на игорный бизнес осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации".
При таких обстоятельствах у налогового органа не было правовых оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности и доначисления налога на игорный бизнес за март, апрель и май 2004 года. Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпунктом 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2004 по делу N А56-26406/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Асмыкович |
Н.А.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2004 г. N А56-26406/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка