Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 декабря 2004 г. N А56-11549/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гранат" Зибиной М.К. (доверенность от 10.11.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга главного специалиста юридического отдела Голышевой Т.В. (доверенность от 22.12.2003 N 18/26414),
рассмотрев 22.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение от 24.05.2004 (судья Рыбаков С.П.) и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 (судьи Фокина Е.А., Исаева И.А., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11549/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС, инспекция) от 14.01.2004 N 02/10 об отказе в возмещении 4 161 887 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за сентябрь 2003 года.
Решением суда от 24.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2004, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела, на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела и на неправильное толкование судом первой и апелляционной инстанций положений подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, инспекция законно и обоснованно отказала обществу в возмещении НДС за сентябрь 2003 года, поскольку представленные заявителем в налоговый орган, в качестве транспортных документов, используемых в практике применения таможенного режима "Перемещение припасов", бункероврчные (доставочные) расписки не соответствуют положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ с учетом абзаца 3 названной нормы права, так как на них отсутствуют отметки таможенных органов, подтверждающие вывоз припасов за пределы Российской Федерации. Следовательно, данные документы не подтверждают право общества на получение возмещения сумм НДС при налогообложении по налоговой ставке 0%. При этом ИМНС указывает на то, что на таких документах таможенные органы на основании Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении фактического вывоза (ввоза) товаров", в редакции от 18.07.2002, действовавшей на момент оформления и вывоза припасов, подачи обществом декларации по НДС по налоговой ставке 0% за сентябрь 2003 года, а также на момент принятия оспариваемого решения налогового органа, со ссылкой на Письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 11.10.2002 проставляют отметки о вывозе товара.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества их отклонил, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 20.10.2003 представило в инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за сентябрь 2003 года, и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, которые подтверждают его право на возмещение из бюджета 4 161 887 руб. НДС, уплаченного при осуществлении операций, связанных с реализацией припасов (нефтепродуктов), вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов.
ИМНС провела камеральную налоговую проверку данной декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 19.01.2004 N 02/10 об отказе обществу в возмещении 4 161 887 руб. НДС, а также составила мотивированное заключение от той же даты.
Основанием для отказа обществу в возмещении названной суммы налога за сентябрь 2003 года послужило нарушение им подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, связанное с отсутствием отметок таможенного органа о вывозе товаров на бункеровочных (доставочных) расписках.
Общество не согласилось с названным решением инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражений на них, заслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации припасов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются' следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя припасов на счет налогоплательщика в российском банке; таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт, открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации морскими судами.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что общество представило в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренный названной нормой права, которые подтверждают его право на возмещение НДС за сентябрь 2003 года, при осуществлении операций, связанных с реализацией припасов (нефтепродуктов), фактически вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов.
Кассационная инстанция считает необоснованным довод жалобы налогового органа о том, что представленные обществом документы не подтверждают фактический вывоз припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации в связи с отсутствием на представленных налогоплательщиком бункеровочных (доставочных) расписках в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ отметок таможенных органов о вывозе припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ предусмотрено представление копий транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.
При вывозе с таможенной территории припасов в таможенном режиме перемещения припасов таможенное оформление осуществляется в соответствии с пунктом 2 Приложения к Приказу Государственного таможенного комитета от 19.10.2001 N 1000 (далее - Приложение) путем представления таможенной декларации на припасы (далее - таможенная декларация), в качестве которой при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда (далее - транспортные средства) во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации таможенным органом принимается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов (далее - заявка), составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
Согласно пункту 4 Приложения таможенный контроль в отношении перемещаемых припасов производится с учетом положений пункта 11 Положения о таможенном контроле перемещения припасов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524, и осуществляется при таможенном оформлении прибытия (убытия) транспортного средства на таможенную территорию (с таможенной территории).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 12 Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806, отметки, свидетельствующие о подтверждении фактического вывоза товаров, проставляются в случае вывоза припасов - на оборотной стороне заявки на погрузку припасов (составленной в произвольной форме), являющейся таможенной декларацией на припасы в соответствии с нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что в представленных обществом поручениях на погрузку, признаваемых таможенной декларацией, имеются отметки таможенных органов о фактическом вывозе топлива за пределы Российской Федерации.
Кроме того, ИМНС не учитывает, что представление в налоговый орган бункеровочных (доставочных) расписок с отметками таможенных органов о вывозе припасов не предусмотрено положениями статьи 165 НК РФ. По своей сути бункеровочные (доставочные) расписки являются документами, подтверждающими фактическую доставку нефтепродуктов от поставщика к получателю по указанию покупателя, то есть общества, с указанием количества и наименования поставленных припасов.
В письме от 07.06.2004 N 04-17/13572 (том 2, листы дела 2-3) Балтийская таможня также указала, что бункеровочная расписка может применяться таможенными органами при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенный режим перемещения припасов, лишь в дополнительно- информационном качестве. Проставление таможней на ней каких-либо штампов действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что обществом не нарушены требования статьи 165 НК РФ, а, следовательно, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11549/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2004 г. N А56-11549/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника