Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 января 2005 г. N А56-21198/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кустова А.А., Чертилиной З.А.,
при участии в судебном заседании:
- от ЗАО "Инкас-Сервис" - Яковлевой Н.Н. (доверенность от 12.01.2005);
- от Межрегионального управления по СЗФО Комитета РФ по финансовому мониторингу - Краснова Е.В. (доверенность от 21.12.2004),
рассмотрев 12.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Инкас-Сервис" на решение от 10.08.2004 (судья Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2004 (судьи Исаева И.А., Бойко А.Е., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-21198/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Инкас-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее - Управление) от 19.05.2004 N 06-04/47-1-1/1 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб. в соответствии со статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2004, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленное требование. По мнению подателя жалобы, Управление неправомерно привлекло его к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представитель Управления просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб. за несвоевременное направление на согласование в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее - Комитет) правил внутреннего контроля и за несвоевременное предоставление информации об 104 лизинговых операциях, подлежащих обязательному контролю.
Согласно статье 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции от 30.10.2002 N 131-ФЗ) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 (далее - Постановление N 6) установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.
Пунктом 1 Постановления N 6 предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Согласно пункту 2 Постановления N 6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.
Исполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля предполагает утверждение правил внутреннего контроля руководителем организации и последующее представление их на согласование в уполномоченный орган в сроки, установленные Постановлением N 6.
Постановление N 6 опубликовано в "Российской газете" 15.01.2003 и с зтого момента в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" вступило в силу.
Общество, осуществляющее деятельность по финансовому лизингу, зарегистрировано 23.01.97 и, следовательно, не позднее 15.02.2003 было обязано разработать и утвердить правила внутреннего контроля и не позднее 20.02.2003 - представить их на согласование в Комитет.
Правила внутреннего контроля, имеющиеся в материалах дела, утверждены руководителем Общества лишь 19.01.2004, а направлены на согласование в Комитет 21.01.2004, то есть с пропуском установленного срока.
Кроме того, в указанный период Общество предоставляло информацию о лизинговых операциях с нарушением установленных сроков.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 17.05.2004, Обществом проведено 104 лизинговых операций, сумма каждой из которых превышала 600 000 руб.
Операции с денежными средствами, отвечающие данным признакам, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона организация обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о нарушении Обществом пункта 2 статьи 7 Закона и пунктов 1, 2 Постановления N 6, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Последующее исполнение обязанности по организации внутреннего контроля и по сообщению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, не может свидетельствовать об отсутствии события административного правонарушения и являться основанием для освобождения от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-21198/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Инкас-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2005 г. N А56-21198/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника