Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2005 г. N А66-7001/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Абросимовой И.Ю. (доверенность от 30.12.2004 N 156),
рассмотрев 13.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.09.2004 по делу N А66-7001/04 (судья Пугачев А.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Ю-Тверь" (далее - Общество) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом его уточнения и отказа от части требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области от 09.06.2004 N 39 в части доначисления 629 775 руб. налога на прибыль, 125 995 руб. штрафа, 86 815 руб. пеней и 39 360 руб. 90 коп. дополнительных платежей по налогу на прибыль, 21 585 руб. 81 коп. штрафа, начисленного по пункту 2 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление деклараций по плате за пользование недрами за 2000-2001 годы и по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Решением суда от 17.09.2004 решение Инспекции признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по плате за пользование недрами и по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2000-2001 годы. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и удовлетворить в обжалуемой части заявленные требования. По мнению подателя жалобы, расчеты платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы должны предоставляться в сроки, предусмотренные пунктами 17 и 18 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.96 N 44, а также пунктами 22 и 23 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.01.93 N 17. Следовательно, налогоплательщик обоснованно привлечен Инспекцией к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Инспекция в ходе осуществления мероприятий налогового контроля, оформленных актом выездной проверки от 11.05.2004, установила непредставление Обществом квартальных расчетов платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 4-й квартал 2000 года и 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2001 года.
За указанное нарушение налоговый орган решением от 09.06.2004 N 39 привлек Общество к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в течение более 180 дней по истечении срока, установленного законодательством о налогах и сборах, расчетов платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - ВМСБ) за 4-й квартал 2000 года и 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2001 года в виде взыскания 21 585 руб. 81 коп. штрафов.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, признал решение налогового органа в обжалуемой части недействительным, указав на то, что законодательством о налогах и сборах не установлен срок представления квартальных расчетов по уплате указанных платежей.
Суд кассационной инстанции считает решение суда законным и обоснованным.
Согласно пункту 6 статьи 80 НК РФ налоговые декларации, к числу которых относится и расчет платежей за право пользования недрами, представляются налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 НК РФ установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Статьей 39 Закона Российской Федерации "О недрах" установлена обязанность недропользователей вносить платежи за пользование недрами. Сроки уплаты отчислений на ВМСБ ни Законом Российской Федерации "О недрах", ни Федеральным законом от 30.12.95 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" не установлены. Инструкция N 44, в которой (статья 17) установлены сроки уплаты отчислений, в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах. Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 7 постановления от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указали на то, что, "решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 Кодекса органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Исходя из статьи 7 Вводного закона, изданные до 1 января 1999 года инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей Кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах".
Таким образом, сроки представления расчетов платежей за право пользования недрами установлены пунктами 22 и 23 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.01.93 N 17, а сроки представления расчетов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - пунктами 17 и 18 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.96 N 44.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Инспекция неправомерно привлекла Общество к налоговой ответственности за нарушение сроков, установленных названными инструкциями.
Следует также учитывать, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.11.97 N 16-П, отнесение к ведению исполнительных органов власти установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
Неисполнение предприятием положений инструкций, не относящихся к актам законодательства о налогах и сборах, не влечет ответственности, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
В необжалуемой части решение суда соответствует нормам процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.09.2004 по делу N А66-7001/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г. N А66-7001/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника