Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2005 г. N А66-4811-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Бухарцева С.Н., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Андрековой А.И. (доверенность от 30.12.04 N 169), от открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Тверь" Кискина В.В. (доверенность от 11.01.05 N 1),
рассмотрев 17.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение от 28.07.04 (судья Рощина С.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 19.10.04 (судьи Орлова В.А., Пугачев А.А., Ильина В.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4811-04,
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Тверь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - инспекция) от 24.05.04 N 36 в части предложения уплатить 35 574 руб. пеней за несвоевременное исполнение поручений налогоплательщика о перечислении налога или сбора; 3 877 руб. недоимки и 7 039 руб. пеней по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды воздействия на окружающую среду.
Решением суда от 28.07.04 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.10.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на положения статьи 6 Закона Российской Федерации от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон от 19.12.91 N 2060-1); пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление от 28.08.92 N 632); распоряжения главы администрации Тверской области от 27.01.93 N 36-р "О введении на 1993 год нормативов платы за загрязнение природной среды и порядка их применения в Тверской области" (далее - Распоряжение 27.01.93 N З6-р).
Кроме того, податель жалобы считает, что суды обеих инстанций неправильно применили нормы статей 60 и 133 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом требований законодательства о налогах и сборах. В ходе проверки, помимо прочих нарушений, выявлена неуплата заявителем 3 877 руб. платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды воздействия на окружающую среду за II-IV кварталы 2002 года и за II квартал 2003 года. Кроме того, установлено, что общество ошибочно указало в платежных поручениях ООО "ТПК Омега-Альянс" в качестве получателя другой налоговый орган, в связи с чем произошла задержка зачисления денежных средств на соответствующие счета Управления федерального казначейства по Тверской области.
По итогам проверки налоговый орган принял решение от 24.05.04 N 36 о доначислении обществу 3 877 руб. платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды воздействия на окружающую среду, 7 039 руб. пеней за ее несвоевременную уплату и 35 574 руб. пеней за несвоевременное исполнение поручений налогоплательщика о перечислении налога или сбора.
Согласно статье 6 Закона от 19.12.91 N 2060-1 Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Пунктом 2 Постановления 28.08.92 N 632 Правительство Российской Федерации делегировало Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации с привлечением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора полномочия по утверждению базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.03 N ГКПИ 03-49 приведенная правовая норма признана недействующей, поскольку федеральные законы не предусматривают делегирование Правительством Российской Федерации полномочий федеральным органам исполнительной власти по установлению платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.04.02 N 187 признаны недействующими Базовые нормативы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утвержденные 27.11.92.
В настоящее время нормативы платы за загрязнение окружающей среды утверждены Постановлением Правительства Российской федерации от 12.06.03 N 344, вступившим в действие с 30.06.03.
Таким образом, во II-IV кварталах 2002 года и II квартале 2003 года базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды не были нормативно закреплены.
Подпунктом "а" пункта 4 Постановления 28.08.92 N 632 Правительство Российской Федерации предоставило право исполнительным органам субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливать дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществлять корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
Учитывая, что в спорном периоде отсутствовали базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды, кассационная инстанция считает, что не могут быть применены нормативы платы за загрязнение окружающей среды, установленные в Тверской области Распоряжением 27.01.93 N 36-р.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления обществу платы за загрязнение окружающей среды за II-IV кварталы 2002 года и за II квартал 2003 года и пеней за ее несвоевременное внесение.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога (сбора) в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Поручение на перечисление налога или сбора исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.
В силу статьи 133 НК РФ нарушение банком установленного названным Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
Как следует из материалов дела, основанием для начисления обществу 35 574 руб. пеней послужило неправильное оформление платежных поручений ООО "ТПК Омега-Альянс" от 18.03.03 N 10, 11, от 29.04.03 N 4 и от 27.06.03 N 115.
В графе "назначение платежа" названных поручений указано: "разница от аукционной цены с минимальными ставками за древесину на корню" (поручения N 4 и N 115) и "задаток за участие в лесном аукционе" (поручения N 10 и N 11).
Данные платежи не относятся к налогам или сборам, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для начисления обществу пеней в порядке статьи 133 НК РФ.
Кроме того, согласно материалам дела платежные поручения исполнены заявителем в срок, установленный пунктом 2 статьи 60 НК РФ. Неправильное заполнение обществом отдельных реквизитов платежного поручения не свидетельствует о несвоевременном перечислении денежных средств.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 28.07.04 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4811-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
С.Н. Бухарцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 133 НК РФ нарушение банком установленного названным Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
...
В графе "назначение платежа" названных поручений указано: "разница от аукционной цены с минимальными ставками за древесину на корню" (поручения N 4 и N 115) и "задаток за участие в лесном аукционе" (поручения N 10 и N 11).
Данные платежи не относятся к налогам или сборам, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для начисления обществу пеней в порядке статьи 133 НК РФ.
Кроме того, согласно материалам дела платежные поручения исполнены заявителем в срок, установленный пунктом 2 статьи 60 НК РФ. Неправильное заполнение обществом отдельных реквизитов платежного поручения не свидетельствует о несвоевременном перечислении денежных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2005 г. N А66-4811-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника