Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2005 г. N А05-8565/04-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 17.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.09.2004 по делу N А05-8565/04-9 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Областное государственное унитарное предприятие "Архангельское предприятие противопожарной автоматики" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) от 09.06.2004 N 01/1-21-192220 в части доначисления налогов на добавленную стоимость (далее - НДС) 2 365 284 руб. и на прибыль в сумме 179 303 руб., а также начисления соответствующих пеней - 788 172 руб. и 31 246 руб. (с учетом уточнения требований по размеру в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 01.09.2004 признано недействительным решение инспекции от 09.06.2004 N 01/1-21-192220 в части начисления 2 365 284 руб. НДС и 788 172 руб. пеней по этому налогу, 179 303 руб. налога на прибыль и 31 246 руб. пеней.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 21.12.94 N 69-фз" следует читать "от 21.12.94 N 69-ФЗ"
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку предприятие не является органом управления противопожарной службы на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" от 21.12.94 N 69-фз и пункта 3 Положения о государственной противопожарной службе МВД РФ, утвержденного постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.93 N 849. Также ссылается на неправильное применение судом пункта 19 статьи 270 НК РФ.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная, налоговая проверка соблюдения предприятием налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, о чем составлен акт от 19.05.2004.
В ходе проверки установлено, что предприятие неправомерно пользовалось освобождением от обложения НДС работ по монтажу и ремонту пожарной сигнализации, проектированию охранно-пожарной сигнализации, техническому обслуживанию пожарной сигнализации, установленным подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, поскольку выполнение этих работ не является исключительными полномочиями этого предприятия. Кроме того, названные работы могут оказываться в соответствии с Законом Российской Федерации "О пожарной безопасности" от 21.12.94 N 69-фз организациями и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии.
При проверке также установлено, что в 2002 и 2003 году в нарушение пункта 19 статьи 270 НК РФ предприятие включило в расходы суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), так как применяло освобождение по НДС на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Расходы за 2002 год завышены на 602 719 руб., за 2003 год - на 144 373 руб.
По результатам проверки инспекция вынесла решение от 09.05.2004 N 01/1-21-19/2220, которым по названным эпизодам доначислила НДС и налог на прибыль и начислила соответствующие пени.
Предприятие не согласилось с решением инспекции по названным эпизодам и оспорило его в арбитражный суд.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 02.03.2001 N ВГ-60-03/184" следует читать "от 02.03.2001 N ВГ-6-03/184"
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав при этом, что предприятие не относится к органам государственной власти в силу норм гражданского законодательства о юридических лицах (Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Однако в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не дано толкования понятия "органов, входящих в систему органов государственной власти" в связи с чем заявитель обратился в инспекцию за разъяснением, подпадают ли оказываемые им услуги (работы) под действие этой нормы. Письмом от 10.05.2001 N 17-22/17035 заместитель руководителя инспекции сообщил, что на предприятие распространяется действие письма МНС РФ от 02.03.2001 N ВГ-60-03/184. Названным разъяснением налогоплательщик руководствовался при осуществлении хозяйственной деятельности. Суд согласился с доводом предприятия о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кассационная инстанция считает решение суда ошибочным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предприятие не относится к органам государственной власти.
В Федеральном законе "О пожарной безопасности" от 21.12.94 N 69-фз отсутствует указание на то, что на государственную противопожарную службу и его предприятия возложены обязанности по производству работ по монтажу и ремонту пожарной сигнализации, проектированию охранно-пожарной сигнализации, техническому обслуживанию пожарной сигнализации как исключительные полномочия.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2005 г. в мотивировочной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "от 08.08.2001 N 127-фз" следует читать "от 08.08.2001 N 128-фз"
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 127-фз лицензированию подлежат следующие виды деятельности: производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Осуществлять названные виды деятельности могут при наличии лицензии любые организации независимо от организационно-правовой формы.
Таким образом, работы, выполненные предприятием по монтажу и ремонту пожарной сигнализации, проектированию охранно-пожарной сигнализации, техническому обслуживанию пожарной сигнализации, подлежат обложению НДС на общих основаниях, и предприятие обязано было в 2002-2003 годах уплачивать НДС с оплаты, поступившей за выполнение этих работ.
Следовательно, положения пункта 7 статьи 3 НК РФ в данном случае не подлежат применению, поскольку какие-либо неустранимые сомнения, противоречия и неясности отсутствуют.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и, тем самым, освобождающим последнего от налоговой ответственности.
В данном случае инспекция не привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ по НДС.
Доначисление НДС и пеней с оплаты, полученной предприятием за выполнение работ по монтажу и ремонту пожарной сигнализации, проектированию охранно-пожарной сигнализации, техническому обслуживанию пожарной сигнализации, произведено инспекцией правомерно, и у суда не было оснований для признания недействительным решения инспекции в этой части.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Пунктом 19 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом.
По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 170 НК РФ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), если иное не установлено положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
С учетом приведенных норм, НДС уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг) неправомерно включен предприятием в расходы, поскольку работы выполненные им (монтаж и ремонт пожарной сигнализации, проектирование охранно-пожарной сигнализации, техническое обслуживанию пожарной сигнализации) подлежат обложению НДС. Вывод инспекции о завышении расходов за 2002 и 2003 год является правильным.
Таким образом, судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене полностью.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.09.2004 по делу N А05-8565/04-9 отменить.
Областному государственному унитарному предприятию "Архангельское предприятие противопожарной автоматики" в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Областного государственного унитарного предприятия "Архангельское предприятие противопожарной автоматики" в доход федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ установлена законодательством РФ.
Налоговый орган полагает, что унитарное предприятие неправомерно освобождало от обложения НДС работы по монтажу и ремонту пожарной сигнализации, проектированию охранно-пожарной сигнализации, техническому обслуживанию пожарной сигнализации, т.к. выполнение указанных работ не является исключительными полномочиями данного предприятия.
Суд кассационной инстанции сделал вывод, что предприятие необоснованно не уплачивало НДС с указанных операций.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются операции по реализации работ.
Суд отметил, что в Федеральном законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отсутствует указание на то, что на государственную противопожарную службу и ее предприятия возложены обязанности по производству работ по монтажу и ремонту пожарной сигнализации, проектированию охранно-пожарной сигнализации, техническому обслуживанию пожарной сигнализации как исключительные полномочия. Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 127-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что названные виды деятельности при наличии лицензии могут осуществлять любые организации независимо от организационно-правовой формы. Поэтому указал, что работы, выполненные предприятием по монтажу и ремонту пожарной сигнализации, проектированию охранно-пожарной сигнализации, техническому обслуживанию пожарной сигнализации, подлежат обложению НДС на общих основаниях.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции поддержал позицию налогового органа, решение по делу отменил, кассационную жалобу налогового органа удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г. N А05-8565/04-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка