Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 мая 2001 г. N А56-20834/2000
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2001 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Лавриненко Н.В.,
судей Кустова А.А. и Сосниной О.Г.,
при участии представителей от Министерства финансов РФ Миткалевой Т.И. (доверенность от 29.12.2000) и РАО "ВСМ" Силова А.Н. (доверенность от 15.12.2000), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 16.10.2000 (судья Калинина Л.М.) и постановление апелляционной инстанции от 25.11.2001 (судьи Савицкая И.Г., Зайцева Е.К., Корж Н.Я.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20834/2000,
установил:
Закрытое акционерное общество "Урало-Сибирский банк социального развития" (далее - ЗАО "Урало-Сибирский банк социального развития") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российскому акционерному обществу "Высокоскоростные магистрали" (далее - РАО "ВСМ") и Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 1 871 675 руб. 53 коп., из которых 528 000 руб. номинальной стоимости облигаций пятого выпуска, 1 059 700 руб. номинальной стоимости облигаций шестого выпуска займа РАО "ВСМ" и 283 775 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 16.10.2000 в иске к РАО "ВСМ" отказано, а с Министерства финансов РФ в пользу ЗАО "Урало-Сибирский банк социального развития" за счет казны Российской Федерации взыскано 1 587 900 руб. 53 коп. долга, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2000 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить названные судебные акты по следующим основаниям:
- гарантом погашения облигаций выступило Правительство Российской Федерации, а значит, участником материально-правовых отношений, являющихся предметом разбирательства по данному делу, и должно быть привлечено к участию в деле;
- решение о выделении из бюджета денежных средств для погашения облигационных обязательств РАО "ВСМ" не дает оснований для удовлетворения исковых требований за счет Минфина;
- подписание протокола N 1 без надлежащих на то полномочий у Минфина не предполагает непосредственного исполнения Минфином требований держателей облигаций РАО "ВСМ";
- гарантия не освобождает основного должника от исполнения обязательства и от ответственности за неисполнение его;
- РАО "ВСМ" не доказало отсутствия возможности исполнить обязательство по облигациям за счет иного имущества, следовательно, нет гарантийной ситуации.
В судебном заседании представитель Минфина поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель РАО "ВСМ" просил отказать в удовлетворении жалобы.
Представитель ЗАО "Урало-Сибирский банк социального развития", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Урало-Сибирский банк социального развития" приобретены именные купонные облигации РАО "ВСМ" пятого выпуска в количестве 2 582 штук, а также шестого выпуска в количестве 10 597 штук. Поскольку РАО "ВСМ" не выполнило свои обязательства по оплате облигаций, ЗАО "Урало-Сибирский банк социального развития" и предъявило данный иск.
Удовлетворяя исковые требования за счет Минфина, суд исходил из того, что генеральным соглашением от 11.09.95 N 5-3-08 Правительство Российской Федерации гарантировало исполнение обязательств по облигациям РАО "ВСМ". Обязательство Правительства Российской Федерации по погашению облигаций РАО "ВСМ" является признанным государством долговым обязательством. Наступление гарантийной ситуации - отсутствие денежных средств у РАО "ВСМ" - основание для ответственности государства по признанному долгу.
Согласно статье 816 Гражданского кодекса Российской Федерации облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права.
Коль скоро РАО "ВСМ" является эмитентом облигаций, держателем которых является истец, то на нем в силу прямого указания в законе лежит обязанность по выплате купонного дохода. Наличие гарантии Правительства не освобождает РАО "ВСМ" от ответственности, предусмотренной законом. Генеральное соглашение от 11.09.95 между Правительством и РАО "ВСМ" о государственной гарантии не может служить основанием для исключения РАО "ВСМ" из обязательственных отношений, какими являются отношения, возникшие вследствие выпуска им облигаций. Следовательно, нет оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании с эмитента, каковым является РАО "ВСМ", номинальной стоимости облигаций, держателем которых является истец. Генеральное соглашение от 11.09.95 предусматривает погашение номинальной стоимости облигаций, выпущенных РАО "ВСМ", и выплату процентов по ним в случае невозможности выполнения эмитентом своих обязательств при отсутствии у него средств для погашения облигационного займа. Следует отметить, что названное соглашение не содержит указания на то, что гарантийное обязательство наступает при отсутствии у эмитента только денежных средств. РАО "ВСМ" ссылается на отсутствие денежных средств, необходимых для расчетов с держателями облигаций, но это не исключает возможности погашения обязательств облигационера за счет иного имущества РАО "ВСМ", не доказавшего отсутствие такового, на что справедливо ссылается Минфин в кассационной жалобе.
Следует также отметить, что генеральное соглашение от 11.09.95 предусматривает, что государственная гарантия осуществляется путем предоставления РАО "ВСМ" бюджетной ссуды, необходимой для исполнения облигационером своих обязательств. Удовлетворения требований держателей облигаций непосредственно Минфином это соглашение не предусматривает.
Поскольку выпуск облигаций по существу является заемной операцией, то нарушение эмитентом обязательств по выплате ее номинальной стоимости влечет ответственность, предусмотренную статьей 811 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, требования истца о взыскании 283 775 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения исковых требований за счет Минфина, поскольку имеются основания для взыскания заявленных сумм с основного должника - РАО "ВСМ", а также в части отказа во взыскании процентов.
Руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20834/2000 отменить.
Взыскать с российского открытого акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" в пользу закрытого акционерного общества "Урало-Сибирский банк социального развития" 528 200 руб. номинальной стоимости облигаций пятого выпуска, 1 059 700 руб. номинальной стоимости облигаций шестого выпуска и 283 775 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Председательствующий |
Н.В.Лавриненко |
О.Г.Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 мая 2001 г. N А56-20834/2000
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника