Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2005 г. N А26-8527/04-210
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Славмо" главного бухгалтера Мартыновой О.В. (доверенность от 11.05.2005 N 1),
рассмотрев 20.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2004 по делу N А26-8527/04-210 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Славмо" (далее - Общество, ОАО "Славмо") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) от 28.07.2004 N 4.3-128 в части доначисления 40 441 руб. налога на прибыль, 27 908 руб. 35 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), соответствующих пеней и штрафов.
Решением суда от 23.09.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество производило сброс сточных вод непосредственно в городскую систему водоотведения, денежные средства, предъявленные ОАО "Славмо" за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, являются платежами за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и согласно положениям пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В судебном заседании представитель Общества представил отзыв и просил решение суда оставить без изменения.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и уплаты Обществом в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составила акт от 30.06.2004 N 4.3-154 и приняла решение от 28.07.2004 N 4.3-128 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проверки Инспекция установила следующие обстоятельства.
Общество в 2001-2003 годах заключало с МУП "Водоканал" договоры на отпуск воды и прием сточных вод. При этом платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации, предусмотренные договором, ОАО "Славмо" включило в расходы по налогу на прибыль, считая их материальными расходами на приобретение услуг сторонних организаций по очистке сточных вод.
Инспекция, посчитав такие действия заявителя ошибочными, в соответствии с решением от 28.07.2004 N 4.3-128 доначислила Обществу 40 441 руб. налога на прибыль, 27 908 руб. 35 коп. НДС, соответствующие пени и штрафы за неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы.
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 28.07.2004 N 4.3-128 в этой части, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, указав на то, что в данном случае платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации не являются для заявителя налоговым платежом или сбором.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены такого решения суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (включающая в себя платежи за сверхнормативные выбросы в нее загрязняющих веществ) установлена действующим ранее Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и в действующем в настоящее время Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" полномочия по установлению порядка определения указанной платы и ее предельных размеров были предоставлены Правительству Российской Федерации.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Пунктом 1 постановления" следует читать "Пунктом 1 Порядка, утвержденного постановлением"
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) установлено, что Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).
Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты представляет собой один из видов вредного воздействия на окружающую среду, связанную с природопользованием (водопользованием).
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации под водопользователем понимается гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами. На основании статей 27-29 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование.
Следовательно, плательщиком сумм за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, предусмотренных пунктом 4 статьи 270 НК РФ, может являться только водопользователь, то есть организация, имеющая лицензию на осуществление водопользования.
В данном случае таким водопользователем является МУП "Водоканал", а не ОАО "Славмо".
МУП "Водоканал" обеспечивает потребность ОАО "Славмо" в питьевой воде и сбросе сточных вод на основании абонентского договора N 832 (от 2001, 2002 и 2003 годов), заключенного между названными организациями. За оказание услуг по поставке воды и приему сточных вод и загрязняющих веществ Общество производит оплату МУП "Водоканал" в соответствии с установленными лимитами водопотребления и водоотведения.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Как видно из указанной нормы, этот перечень расходов не является исчерпывающим, а спорные платежи для заявителя являются не налогом, а оплатой услуг сторонней организации за прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, Общество правомерно включило в материальные расходы по налогу на прибыль суммы, предъявленные ОАО "Славмо" за сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2004 по делу N А26-8527/04-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Комаров |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А26-8527/04-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника