Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2005 г. N А66-7929/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кирейковой Г.Г., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Кудиловой В.Н. (доверенность от 30.12.2004 N 164),
рассмотрев 24.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2004 по делу N А66-7929/2004 (судья Пугачев А.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция) от 30.06.2004 N 1554/44-20/5977 о доначислении 6 755 руб. налога на добавленную стоимость, начисления 114 руб. 16 коп. пеней, а также привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 1 351 руб. штрафа.
Решением от 16.09.2004 суд удовлетворил заявление Общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать ОАО "Тверьоблгаз" в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, неуказание отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость в расчетных документах (кассовых чеках) на оплату товаров свидетельствует о неуплате суммы этого налога покупателем продавцу при расчетах за товар, а также не соответствует требованиям пункта 4 статьи 168 НК РФ.
Представители Общества, в установленном порядке извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 20.04.2004 Общество представило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за февраль 2004 года, предъявив к вычету 6 755 руб. налога.
Инспекция провела камеральную проверку указанной декларации и бухгалтерских документов (счета-фактуры, квитанции к приходным ордерам и кассовые чеки), подтверждающих правомерность применения налогового вычета, и признала необоснованным предъявление Обществом к вычету 6 755 руб. налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), так как в кассовых чеках суммы налога на добавленную стоимость не выделены отдельной строкой.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 04.06.2004 N 46-20/1011 и приняла решение от 30.06.2004 N 1554/44-20/5977 о доначислении, в частности, 6 755 руб. налога на добавленную стоимость и начислении 114 руб. 16 коп. пеней за нарушение срока уплаты доначисленной суммы налога, а также о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1 351 руб. штрафа.
Пунктом 2.2 названного решения Инспекция предложила налогоплательщику в пятидневный срок со дня получения решения добровольно уплатить задолженность.
Общество, считая, что требования налогового законодательства им соблюдены, и что решение Инспекции частично недействительно, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика.
Статья 168 НК РФ "Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю" касается порядка определения суммы налога на добавленную стоимость продавцами товаров (работ, услуг).
Нормой статьи 168 НК РФ установлена обязанность продавца товаров (работ, услуг) оформить и выставить покупателю не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), счета-фактуры - документы, являющиеся основанием для предъявления покупателями сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных продавцам товаров (работ, услуг), к вычету или возмещению.
Налоговым законодательством предусмотрено выделение налога на добавленную стоимость отдельной строкой как в счетах-фактурах, так и в первичных и расчетных документах (пункт 4 статьи 168 НК РФ).
При этом в пункте 6 статьи 168 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) населению через розничную сеть по розничным ценам (тарифам) цена товаров также увеличивается на сумму налога на добавленную стоимость, однако сумма налога на чеках и других выдаваемых покупателю документах не выделяется. Поэтому при реализации организациями и предпринимателями непосредственно населению товаров, работ, услуг требования, предъявляемые к продавцам об обязанности выписать счета-фактуры в установленном порядке, считаются выполненными, если выдан кассовый чек или иной документ установленной формы (пункт 7 статьи 168 НК РФ).
Приобретая товары для осуществления предпринимательской деятельности, Общество не подпадает под категорию покупателей, именуемую "население".
Для целей же применения норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации указанные документы могут служить основанием для подтверждения права покупателя на налоговые вычеты только при наличии счетов-фактур, оформленных в установленном порядке.
Статья 169 НК РФ не содержит исключения из установленного в ней правила о счете-фактуре как документе, на основании которого осуществляются налоговые вычеты. Возможность предъявления обществом к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) в розничной торговой сети, без счета-фактуры, оформленной в установленном порядке, не предусмотрена.
Следовательно, при реализации товаров (работ, услуг) продавцом Обществу за наличный расчет должен быть пробит кассовый чек и выставлен счет-фактура в общеустановленном порядке, для того чтобы последний мог принять НДС к вычету (пункт 3 статьи 168 и пункт 1 статьи 172 НК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями предъявления к вычету налога на добавленную стоимость по товарам являются: фактическая оплата приобретенных для продажи товаров, их оприходование и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает право Общества на применение вычета по налогу на добавленную стоимость подтвержденным, а решение суда - законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2004 по делу N А66-7929/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
Н.А.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А66-7929/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника