Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2003 г. N А66-6537-02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Пастуховой М.В., Троицкой Н.В., при участии от ОАО "Бологоевский арматурный завод" заместителя директора по экономике Залыгиной Т.С. (доверенность от 28.02.03 N 173/7),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.11.02 по делу N А66-6537-02 (судья Ильина В.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Бологоевский арматурный завод" (далее - ОАО "БАЗ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании частично недействительным решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 19.08.02 N 980.
Решением суда от 19.11.02 исковые требования удовлетворены частично: решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога с продаж и единого социального налога, соответствующих пеней и штрафа по ним по пунктам 2.1 "б", 2.2 "б", 3 "б", 4 "б", 5 и 6. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части признания недействительным решения о начислении ОАО "БАЗ" единого социального налога, пеней и штрафа в сумме 50705 рублей 74 копеек, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ОАО "БАЗ" просил оставить решение суда без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства ОАО "БАЗ" за период с 01.01.2000 по 01.06.02, о чем составлен акт от 26.07.02 N 418. По результатам проверки вынесено решение от 19.08.02 N 980 о привлечении ОАО "БАЗ" к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и пеней.
В ходе проверки установлено, что ОАО "БАЗ" в 2001 году не включило в объект обложения единым социальным налогом выплаты, подпадающие под объект налогообложения, но начисленные работникам за счет средств предприятия.
Согласно пункту 4 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) указанные в пунктах 1 и 2 этой статьи выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
Суд первой инстанции, ссылаясь на пункты 1 и 4 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически цитирует пункт 3 этой же статьи в редакции, применяемой с 01.01.02, согласно которой указанные в пункте 1 этой статьи выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Поскольку налогоплательщику вменяется занижение налога за 2001 год, то применение нормы, введенной в действие с 01.01.02, в силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно.
В акте проверки указано, что по итогам 2000 года ОАО "БАЗ" имело убыток, а в 2001 году после уплаты налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей средств для выплат социального характера у предприятия было недостаточно.
Из возражений ОАО "БАЗ" по акту налоговой проверки видно, что налогоплательщик полагает, что в 2001 году после уплаты налога на прибыль в его распоряжении осталось 1665500 рублей (лист дела 38 том 1). Из протокола рассмотрения возражений на акт видно, что после расчетов с бюджетом по обязательным платежам в распоряжении ОАО "БАЗ" осталось 5509 рублей (лист дела 65 тома 1).
Судом не проверены все указанные обоснования, так как была применена норма закона, не подлежащая применению.
Следовательно, решение суда в этой части подлежит отмене и передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует установить, имелись ли у ОАО "БАЗ" по итогам 2001 года средства, остающиеся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, каким образом распределены эти средства, и в зависимости от этого сделать вывод о правомерности применения пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.11.02 по делу N А66-6537-02 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области в части начисления ОАО "Бологоевский арматурный завод" единого социального налога, соответствующих пеней и штрафа в сумме 50705 рублей 74 копеек.
В этой части дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2003 г. N А66-6537-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника