Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 мая 2001 г. N А56-27874/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Шевченко А.В. и Ломакина С.А., при участии от ЗАО "Гигес" Кузьмина Л.И. (доверенность от 02.04.2001 N 29) и Тихонова И.О. (доверенность от 02.04.2001 N 28), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Ворсуляк О.В. (доверенность от 12.02.2001 N 15/20577),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 10.01.2001 (судья Рыбаков С.П.) и постановление апелляционной инстанции от 14.03.2001 (судьи Корж Н.Я., Астрицкая С.Т., Левченко Ю.П.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27874/00,
установил:
Закрытое акционерное общество "Гигес" (далее - ЗАО "Гигес", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) возместить из федерального бюджета на основании деклараций за 1999 год и 2-й квартал 2000 года 338678 руб. 56 коп. налога на добавленную стоимость, который уплачен поставщикам продукции, реализованной впоследствии на экспорт.
В судебном заседании истец в соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований до 277720 руб. 60 коп.
Решением суда от 10.01.2001 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2001 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права и отказать в иске.
Изучив материалы дела, кассационная инстанция установила следующее.
В кассационной жалобе налоговая инспекция оспаривает вывод суда о правомерности предъявления Обществом к налоговой инспекции требования о возмещении (возврате) из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам продукции, реализованной впоследствии на экспорт, и о возложении на налоговую инспекцию обязанности возместить (возвратить) из бюджета указанную сумму.
Судом установлено и налоговой инспекцией не оспаривается, что ЗАО "Гигес" во 3-м и 4-м кварталах 1999 года, а также во 2-м квартале 2000 года осуществляло экспорт продукции (лесоматериалов). В декларациях по налогу на добавленную стоимость за 3-й и 4-й кварталы 1999 года и 2-й квартал 2000 года Общество как экспортер продукции заявило об использовании предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" льготы в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость выручки, полученной от реализации продукции на экспорт. Налоговая инспекция не оспаривает правомерность использования Обществом льготы по налогу на добавленную стоимость и представление им в налоговый орган полного комплекта документов, предусмотренных пунктами 21-22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Судом первой инстанции также установлено, что реализованную на экспорт продукцию ЗАО "Гигес" приобрело у российских поставщиков. Эту продукцию Общество оплатило поставщикам вместе с налогом на добавленную стоимость. Факт приобретения у российских поставщиков реализованной впоследствии на экспорт продукции и оплаты ее вместе с налогом на добавленную стоимость налоговой инспекцией не оспаривается. Этот налог, уплаченный поставщикам, Общество указало в декларациях по налогу на добавленную стоимость за 3-й и 4-й кварталы 1999 года, а также за 2-й квартал 2000 года. В связи с превышением "НДС, уплаченного поставщикам" над "НДС, полученным от покупателей" вследствие использования льготы Общество 20.07.99, 20.12.99, и 20.07.2000 направило в налоговую инспекцию заявления о возмещении из бюджета отрицательной разницы по налогу на добавленную стоимость путем ее зачисления на расчетный счет Общества.
Налоговая инспекция в десятидневный срок, установленный статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", не возместила истцу из бюджета сумму налога.
Удовлетворяя исковые требования в сумме 277354 руб., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и кассационная инстанция считает решение суда правильным.
Порядок уплаты в бюджет и возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость установлен пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Следовательно, налогоплательщик, заполняя декларацию по налогу на добавленную стоимость, должен исходить из первичных документов, подтверждающих факт получения налога на добавленную стоимость и его размер (при реализации налогоплательщиком продукции, работ, услуг с налогом), а также факт уплаты налога поставщикам и его размер, в том числе из договоров, отгрузочных, учетных и расчетных документов.
Из пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" следует, что в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации на экспорт товаров, которые освобождены от налога на добавленную стоимость на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Дополнительные условия при предъявлении экспортерами к возмещению из бюджета "НДС, уплаченного поставщикам" в случае его превышения над "НДС полученным" Законом не предусмотрены.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законов о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал свои обязанности, в том числе и относительно порядка исчисления и уплаты налогов.
ЗАО "Гигес" выполнило все предусмотренные Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" требования, в том числе представило доказательства уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам при расчетах за приобретенные товары. Обязанность же покупателя продукции представлять доказательства перечисления в бюджет поставщиками товаров полученного от покупателя-налогоплательщика налога на добавленную стоимость как условие предъявления им к возмещению из бюджета "НДС, уплаченного поставщикам" Законом не предусмотрена. Поэтому налоговая инспекция в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" была обязана в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период по заявлению ЗАО "Гигес" возместить из бюджета суммы отрицательной разницы по налогу на добавленную стоимость.
ЗАО "Гигес" своевременно представило в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость за 3-й и 4-й кварталы 1999 года, а также за 2-й квартал 2000 года; комплект документов, подтверждающих право на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета; заявления о возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета. Однако в установленный Законом десятидневный срок налоговым органом названная разница из бюджета не возмещена и на расчетный счет Общества не зачислена.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ЗАО "Гигес".
Приведенный в жалобе довод налоговой инспекции о том, что возмещение налога на добавленную стоимость возможно только при соблюдении налоговыми органами порядка, установленного приказами и письмами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, кассационная инстанция отклоняет по следующим основаниям:
- согласно пункту 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации указанные документы не относятся к актам законодательства о налогах и сборах;
- в силу пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации положения этих документов обязательны к исполнению только налоговыми органами;
- требования, изложенные в названных документах, должны исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права и интересы налогоплательщиков, гарантированные Законом;
- статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" Министерству Российской Федерации по налогам и сборам не предоставлено право устанавливать порядок возмещения налога на добавленную стоимость, в том числе уплаченного поставщикам экспортированных товаров. Обязанность разработать порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета согласно абзацу второму статьи 12 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ была возложена на Правительство Российской Федерации, однако такой порядок уполномоченным федеральным законом органом разработан не был. Изменения и дополнения, направленные на законодательное закрепление решения данного вопроса, в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в установленном порядке не внесены.
В Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" отсутствуют нормы, закрепляющие правило о том, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, сначала должны быть перечислены ими в бюджет, затем покупатель обязан истребовать и получить от поставщика подтверждение такого перечисления и лишь тогда он вправе отразить уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость.
Контроль за исполнением поставщиками товаров, материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей налога на добавленную стоимость возложен на налоговые органы. Неисполнение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить причиной к отказу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость добросовестному налогоплательщику при представлении доказательств его уплаты поставщику.
Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (статья 12) и от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (статья 12) установлено, что возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, осуществляется в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Указаний на ограничение размера возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость поступлениями этого налога в бюджет от поставщиков в названной статье нет.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.01.2001 и постановление апелляционной инстанции от 14.03.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27874/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2001 г. N А56-27874/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника