Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2004 г. N А26-7271/04-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 22.02.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.04 по делу N А26-7271/04-29 (судья Курчакова В.М.),
установил:
Местная общественная организация "Кондопожское районное общество охотников и рыболовов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным отказа Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия (далее - инспекция) в возврате обществу сборов за пользование объектами животного мира.
Решением суда от 29.10.04 требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции, изложенное в письме от 23.06.04 N 06-33/6873, об отказе возвратить обществу 6 000 руб. сбора за пользование объектами животного мира по нереализованным лицензиям N 011220 и 011221 как не соответствующие нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика и произвести возврат излишне уплаченного сбора в сумме 6 000 руб. в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
В удовлетворении заявления общества в части признания недействительны отказа в возврате 500 руб. сбора за пользование животным миром отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт в части признания недействительным отказа инспекции возвратить обществу 6 000 руб.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, обществу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира N 0169 на срок с 08.04.02 по 08.04.12 и в силу статьи 333.1 НК РФ оно является плательщиком сбора за пользование объектами животного мира.
Платеж за пользование природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, в том числе предусмотренный оспариваемым положением, является обязательным платежом за предоставление государством разрешения (лицензии) на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. Он носит индивидуально-возмездный характер и является, таким образом, по своей правовой природе не налогом, а сбором. Плательщики и объект обложения этим определены Федеральным законом "О животном мире". Что касается такого его элемента, как ставка, то федеральный законодатель предоставил право устанавливать ее органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с установленными лимитами Управление охоты Карельской Республики выдало обществу три лицензии на добычу медведя N 011220-011222. Сбор за пользование объектами животного мира в сумме 9 000 руб. уплачен обществом в бюджет платежным поручением от 20.04.04 N 28.
Поскольку две лицензии N 011220 и 011221, срок действия которых с 4 по 18 мая 2004 года, не реализованы, общество 08.06.04 обратилось в налоговый орган о с заявлением о возврате 6 000 руб. в соответствии с нормами статей 78 и 333.7 НК РФ.
Инспекция в возврате уплаченного сбора отказала (письмо от 23.06.04 N 06-33/6873), ссылаясь на то, что перечень документов, на основании которых в соответствии с пунктом 1 статьи 333.7 НК РФ возможен возврат сбора, не утвержден федеральным налоговым органом. Согласно названной норме зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям за пользование объектами животного мира осуществляется в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом.
При отсутствии такого порядка подлежит применению норма федерального закона, имеющая прямое действие.
Перечень документов, на основании которых осуществляется зачет или возврат сумм сбора за пользование объектами животного мира по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира утвержден приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.07.04 N САЭ-3-21/438, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.09.04 за N 6011. Согласно указанному Приказу в налоговый орган представляются следующие документы: заявление плательщика сбора за пользование объектами животного мира о зачете или возврате суммы сбора, уточненные сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора (составленные в отношении нереализованной лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира).
С соответствии со статьями 78 и 333.7 НК РФ обществом представлены в налоговый орган заявление на возврат сбора за пользование животным миром в сумме 6 000 руб. по двум нереализованным лицензиям на добычу медведя, сведения о полученных лицензиях, суммах подлежащих уплате и фактически уплаченных сборов, копии нереализованных лицензий с отметками охотников.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно признал, отказ налогового органа в возврате уплаченного сбора является неправомерным, поскольку право пользователей объектами животного мира на зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям установлено статьей 78 и пунктом 1 статьи 333.7 НК РФ.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, поэтому кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.04 по делу N А26-7271/04-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2004 г. N А26-7271/04-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника