Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 февраля 2005 г. N А05-15551/04-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Сосниной О.Г.,
при участии от муниципального образования "Приморский района" Силиной О.В. (доверенность от 04.10.04),
рассмотрев 15.02.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.11.04 по делу N А05-15551/04-17 (судья Трубина Н.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), к Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области и Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области о взыскании 14 443,67 руб. расходов, связанных с предоставлением в период с апреля по декабрь 2003 года льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определением от 06.10.04 по ходатайству истца к участию в деле в качестве других ответчиков привлечены муниципальные образования "Соловецкий район" и "Приморский район".
Решением от 15.11.04, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, с Минфина в пользу Общества за счет казны Российской Федерации взыскано 12 036,02 руб., составляющих сумму понесенных расходов за исключением сумм налога на добавленную стоимость. В остальной части иска и в иске к другим ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение в части взыскания убытков за счет казны Российской Федерации и принять новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на следующее:
- в материалах дела отсутствуют доказательства того, что лица, участвующие в деле, запрашивали из федерального бюджета денежные средства для компенсации расходов по реализации Закона в размере, большем, чем предусмотрено федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
- Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства;
- при предъявлении иска истец не доказал наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поэтому для взыскания убытков за счет казны Российской Федерации отсутствуют правовые основания.
В отзыве на кассационную жалобу муниципальное образование "Приморский район" просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель муниципального образования "Приморский район" возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом в период с апреля по декабрь 2003 года в соответствии со статьей 28 Закона были предоставлены льготы инвалидам в виде 50-процентной скидки по оплате услуг связи.
Понесенные истцом расходы по предоставлению льгот были возмещены ему не в полном объеме, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Согласно статье 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Статьей 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. Согласно статье 53 этого же закона Архангельской области на реализацию Закона предусмотрено выделение субсидий из Фонда компенсаций в сумме 90 613 тыс. руб.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536. В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Судом установлено, что денежные средства в указанном размере получены Архангельской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, которые в свою очередь в полном объеме перечислили их организациям, предоставившим инвалидам предусмотренные Законом льготы.
Однако денежных средств, выделенных из федерального бюджета в 2003 году Архангельской области, оказалось недостаточно.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов истцом установлены судом и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Довод ответчика о том, что Минфин свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку Минфином не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным, поэтому нормы гражданского законодательства не подлежат применению в рассматриваемом деле.
То обстоятельство, что в обжалуемом решении суд ошибочно сослался на нормы статей 16 и 1069 ГК РФ, не привело к вынесению неправильного решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по настоящему делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.11.04 по делу N А05-15551/04-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В.Афанасьев |
О.Г.Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2005 г. N А05-15551/04-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника