Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2003 г. N А21-4917/02-С1
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2003 г.
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2005 г.
При возобновлении производства в суде первой инстанции делу присвоен номер А21-4837/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Ветошкиной О.В. и Хохлова Д.В., при участии от закрытого акционерного общества "Цепрусс" Парисеева Д.В. (доверенность от 04.01.2003 N 1/1), рассмотрев 14.04.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.11.2002 по делу N А21-4917/02-С1 (судья Приходько Е.Ю.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Цепрусс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о признании недействительным требования Калининградской таможни (далее - таможня) от 10.07.2002 N 10205000/090702/0000046 об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Решением суда от 19.11.2002 иск удовлетворен.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение от 19.11.2002, ссылаясь на несоответствие материалам дела и нормам материального права вывода суда о том, что продавец товара - АО "Тхоместо" является резидентом Республики Белоруссия.
В отзыве на жалобу общество, а также его представитель в судебном заседании, указывая на необоснованность приведенных в ней доводов, просили оставить решение суда без изменения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя таможни, надлежаще извещенной о времени и месте заседания суда.
Проверив законность решения от 19.11.2002 в кассационном порядке, суд считает его подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, в 2000 - 2001 годах в адрес общества из Республики Белоруссия поступала лесопродукция в соответствии с контрактом от 15.06.2000 N 79 ОлиТ с АО "Тхоместо" (Финляндия), а также с контрактом от 11.11.98 N 246/821, заключенным предприятием "Белфорест" (Белоруссия) и АО "Тхоместо" (согласно дополнению от 07.03.2000 к контракту от 11.11.98 N 246/821 грузополучателем лесопродукции является общество).
Таможенное оформление товара (лесопродукции), поступившего адрес общества, осуществлялось в упрощенном порядке без оформления грузовых таможенных деклараций и без уплаты таможенных платежей как происходящего с территории Республики Белоруссия (страны - участника таможенного союза) и поступающего от резидента этого государства.
В результате таможенного контроля после выпуска товара и транспортных средств, проведенного за период с 15.06.2000 по 01.01.2002 (акт N 102050/270502/0003) таможней установлено, что АО "Тхоместо" не является резидентом Республики Белоруссия, а следовательно общество обязано было производить таможенное оформление товара в обычном порядке с уплатой таможенных платежей.
Указанное обстоятельство послужило таможне основанием для начисления обществу 30923 руб. 27 коп. таможенных платежей и направлению ему оспариваемого требования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на отсутствие у таможни оснований для исключения АО "Тхоместо" из числа резидентов Республики Белоруссия, а в связи с этим и для начисления таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.93, товар считается происходящим из таможенной территории государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.94, если он соответствует установленным названными Правилами критериям происхождения, экспортируется резидентом государства - участника данного Соглашения и ввозится резидентом одного из государств - участников данного Соглашения с таможенной территории другого государства - участника данного Соглашения. При этом под резидентом понимается организация, созданная на территории этого государства, либо физическое лицо, постоянно проживающее на территории этого государства.
Правилами, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000, круг лиц, которые могут быть признаны резидентами, существенно расширен.
Согласно пункту 9 Правил и общим их положениям товар пользуется режимом свободной торговли на таможенной территории государств - участников Соглашения, если он соответствует установленным Правилами критериям происхождения, а также экспортируется на основании договора/контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства - участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения. Резиденты - это любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо другой аналогичной характеристики. Однако указанное понятие не включает лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.
Вывод о том, что продавец товара - АО "Тхоместо" является резидентом Республики Белоруссия, сделан судом первой инстанции на основании определения понятия "постоянное представительство", данного в пункте 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от 06.10.87, а также с учетом преюдициального значения решения Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-2440/02-С1 (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), из которого следует, что АО "Тхоместо" является хозяйствующим субъектом и ведет коммерческую деятельность в Республике Белоруссия.
Однако при этом суд не установил, является ли АО "Тхоместо" резидентом Республики Белоруссия применительно к Правилам определения страны происхождения товаров. Кроме того, суд необоснованно сослался на статью 69 АПК РФ.
Названной статьей предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Калининградская таможня в деле N А21-2440/02-С1 не участвовала, поэтому обстоятельства, установленные решением суда по этому делу, не могут иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Как следует из материалов дела, в том числе акта таможенного контроля, лесопродукция поступала в адрес общества не только в соответствии с контрактом от 15.06.2000 N 79 ОлиТ, но и с контрактом от 11.11.98 N 246/821, стороной (покупателем) по которому общество не является. Оценка данному обстоятельству при определении страны происхождения товара судом не дана.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку судом не полностью установлены фактические обстоятельства дела и выводы, изложенные в решении, не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку контрактам, на основании которых осуществлялась поставка лесопродукции; определить страну происхождения товара в соответствии с правилами, утвержденными Советом глав правительств СНГ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.11.2002 по делу N А21-4917/02-С1 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
И.П. Почечуев |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2003 г. N А21-4917/02-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника