Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2005 г. N А56-33859/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Казаковой О.К. (доверенность от 30.12.2004 N 39545), от общества с ограниченной ответственностью "Тимбер-Викинг" Советниковой М.Л. (доверенность от 12.01.2005 N 4), Чайковского А.И. (доверенность от 12.01.2005 N 5),
рассмотрев 17.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2004 по делу N А56-33859/04 (судья Галкина Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тимбер-Викинг" (далее - Общество, ООО "Тимбер-Викинг") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 16.08.2004 N 13-24/11/23899 в части отказа в возмещении 223 832 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за май 2004 года.
Решением суда от 19.10.2004 заявление Общества удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Налоговый орган указывает на то, что в ходе камеральной проверки при проведении контрольных мероприятий не подтвержден факт уплаты в бюджет НДС поставщиками Общества, в связи с чем усматривается злоупотребление налогоплательщиком положениями статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить решение суда без изменения.
По ходатайству налогового органа в соответствии с положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция произвела замену Инспекции на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за май 2004 года, согласно которой заявило к возмещению из бюджета 438 966 руб. НДС, а также документы, подтверждающие право на возмещение указанной суммы налога.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных документов и 16.08.2004 приняла решение N 13-24/11/23899 о возмещении 215 134 руб. НДС за май 2004 года и об отказе в возмещении 223 832 руб. НДС. Инспекция указала на то, что в ходе камеральной проверки были направлены запросы в налоговые органы для проведения встречных проверок поставщиков Общества по вопросам перечисления НДС в бюджет. По данным запросам Инспекцией получены ответы о том, что провести проверку организаций-поставщиков не представляется возможным, поскольку по указанным в учредительных документах адресам они фактически отсутствуют и налоговую отчетность не представляют.
На основании этого, Инспекция пришла к выводу о том, что поскольку нет документального подтверждения уплаты НДС в бюджет поставщиками Общества, нет оснований для возмещения 223 832 руб. НДС.
Общество, не согласившись с таким решением налогового органа, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также условия и порядок реализации этого права установлены положениями статьи 176 НК РФ.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2005 г. в нижеследующих абзацах исправлены опечатки: вместо "пункте 7 статьи 164" следует читать "пункте 6 статьи 164"
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы НДС, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета или возврата на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Для реализации права на возмещение НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при экспортных операциях, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0 процентов с комплектом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев должно быть произведено возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ обязан проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм налога при оплате товаров (работ, услуг) и представлением комплекта документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих факт экспорта товаров (работ, услуг) и получение экспортной выручки от иностранного покупателя.
При этом налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на возмещение НДС с проведением встречных проверок контрагентов налогоплательщика. В силу статей 32, 82, 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и покупателями товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46, 47 НК РФ решать вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2004 по делу N А56-33859/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области, реорганизованную в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области, - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2005 г. N А56-33859/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2005 г. в настоящем постановлении исправлены опечатки