Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 марта 2005 г. N А26-11732/04-210
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Ветошкиной О.В., Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Карелэнерго" Костина А.А. (доверенность от 16.11.04 N 105-002-166), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Республики Карелия Борисовой Н.Ф. (доверенность от 11.01.05), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Антонова Д.С. (доверенность от 31.12.04), рассмотрев 22.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.11.04 по делу N А26-11732/04-210 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Карелэнерго" (далее - Общество, ОАО "Карелэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным ненормативного акта - письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (после реорганизации - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, далее - ИФНС по городу Петрозаводску, налоговый орган) от 28.09.04 N 2.2-71/44254 об отказе Обществу в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам и о возложении на налоговый орган обязанностей принять решение о списании 78 150 461 руб. задолженности по пеням и штрафам.
В связи с постановкой ОАО "Карелэнерго" на налоговый учет в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия, далее - МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК, налоговая инспекция), суд первой инстанции привлек налоговую инспекцию к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 29.11.04 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на нарушение налогоплательщиком условий списания сумм задолженности по пеням и штрафам, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.02 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" и постановлением Правительства Республики Карелия от 25.06.02 N 76-П "О порядке списания суммы задолженности по пеням и штрафам по республиканским налогам и сборам", поскольку обществом в 2000 году нарушались сроки уплаты текущих налоговых платежей.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 17.04.2000 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия принято решение о реструктуризации задолженности Общества по платежам в республиканский бюджет Республики Карелия и Территориальный дорожный фонд Республики Карелия, имеющейся по состоянию на 01.03.2000 в сумме 139 477 000 руб. (в том числе задолженности по налогам - 59 943 000 руб., по пеням и штрафам - 79 534 000 руб.), на основании постановления Правительства Республики Карелия от 09.11.99 N 137-П в редакции от 07.03.2000 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Карелия и Территориальным дорожным фондом Республики Карелия" и утвердила график погашения Обществом указанной задолженности.
В связи с нарушением ОАО "Карелэнерго" условий реструктуризации (нарушением сроков уплаты текущих платежей по налогам) Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия 28.08.2000 принято решение о прекращении действия ранее вынесенного решения от 17.04.2000 о реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам.
Далее, на основании поданного Обществом заявления ИФНС по городу Петрозаводску 28.12.01 и 29.12.01 принимает решения N 98 и 101 соответственно о предоставлении Обществу права на восстановление реструктуризации задолженности и предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам. Названные решения приняты на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.99 N 1462, от 23.05.01 N 410, от 23.10.01 N 742, а также постановления Правительства Республики Карелия от 09.11.99 N 137-П в редакции постановлений Правительства Республики Карелия от 30.08.01 N 169-П, от 21.11.01 N 251-П.
ОАО "Карелэнерго" 12.09.02 обратилось в ИФНС по городу Петрозаводску с заявлением о списании 50 процентов реструктурированной на основании решения этого налогового органа от 28.12.01 N 98 задолженности по пеням и штрафам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.02 N 269 "О списании сумм задолженности по пеням и штрафам" и постановлением Правительства Республики Карелия от 25.06.02 N 76-П "О порядке списания суммы задолженности по пеням и штрафам по республиканским налогам и сборам".
Письмом от 28.09.04 N 2.2-71/44254 ИФНС по городу Петрозаводску отказала Обществу в списании реструктурированной задолженности по штрафам и пеням, ссылаясь на нарушение Обществом сроков уплаты текущих налоговых платежей в 2000 году. При этом в названном письме налоговый орган указал, что к моменту восстановления права Общества на реструктуризацию задолженности по налогам и пеням ОАО "Карелэнерго" произведено полное (досрочное) погашение графика по основным платежам по налогу на имущество. Следовательно, одно из условий, необходимых для списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам по данному виду налога, налогоплательщиком выполнено.
Общество не согласилось с отказом ИФНС по городу Петрозаводску списать задолженность по пеням и штрафам и обжаловало названное письмо в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 Порядка проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок реструктуризации кредиторской задолженности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, организация имеет право на досрочное, то есть до истечения 6 лет, погашение задолженности по налогам и сборам. При погашении половины реструктурированной задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам.
Если организацией в течение 4 лет погашена вся сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам, а также в течение 4 лет уплачивались в полном объеме и своевременно текущие налоговые платежи в федеральный бюджет - предусмотрено полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Аналогичная норма, установленная постановлением Правительства Республики Карелия от 25.06.02 N 76-П "О порядке списания суммы задолженности по пеням и штрафам по республиканским налогам и сборам", действует и в части погашения реструктурированной задолженности по налогам в республиканский бюджет.
Статьей 138 Закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Закон о федеральном бюджете на 2002 год) установлено, что, начиная с 2002 года, производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности в течение двух или четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 138 Закона о федеральном бюджете на 2002 год Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" (далее - постановление Правительства N 269).
Этим постановлением установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности (в соответствии с правилами, определенными этим Министерством).
Приказом от 30 апреля 2002 года N БГ-3-29/235 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам утвердило Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (далее - Правила списания задолженности по пеням и штрафам).
Для списания соответствующей суммы задолженности по пеням и штрафам при соблюдении установленных условий ее списания налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган по месту нахождения организации. Решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимается руководителем налогового органа. Списание задолженности оформляется соответствующей записью в лицевом счете.
Материалами дела подтверждается, что Общество до обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением досрочно погасило сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам. Это обстоятельство не оспаривается и налоговым органом.
Довод МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК, приведенный в кассационной жалобе, о нарушении Обществом в 2000 году сроков уплаты текущих налоговых платежей не принимается судом кассационной инстанции.
За нарушение сроков уплаты текущих платежей по налогам в период проведения реструктуризации задолженности по налогам на основании решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия от 17.04.2000 общество было лишено права на реструктуризацию задолженности по решению Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия от 28.08.2000 о прекращении действия решения о реструктуризации.
Вместе с тем, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 23.10.01 N 742, которым в Порядок реструктуризации кредиторской задолженности внесены изменения, предоставляющие организациям, утратившим право на реструктуризацию задолженности, возможность восстановить утраченное право при соблюдении следующих условий в совокупности: утраты права на реструктуризацию до 12.06.01; подачи заявления о восстановлении права на реструктуризацию не позднее 01.12.01; уплаты текущих налоговых платежей; уплаты сумм в погашение реструктурированной кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком; уплаты пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации.
Общество выполнило указанные условия, в связи с чем ИФНС по городу Петрозаводску приняты решения от 28.12.01 и от 29.12.01 N 98 и N 101 соответственно о предоставлении Обществу права на восстановление реструктуризации задолженности и предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам. По мнению кассационной инстанции, восстановление Обществу права на реструктуризацию задолженности произведено в полном объеме, поскольку иное не следует из положений названного постановления Правительства Российской Федерации, законодательных актов Республики Карелия, на основании которых налогоплательщику восстановлено право на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам, а потому включает в себя и восстановление права на использование налогоплательщиком поощрительных условий реструктуризации задолженности, в случае ее досрочного погашения.
После вынесения налоговым органом решений от 28.12.01 N 98 и от 29.12.01 N 101 Общество не допускало нарушений сроков уплаты текущих платежей, то есть полностью соблюдало условия проведения реструктуризации. При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось оснований для отказа ОАО "Карелэнерго" в списании реструктурированной задолженности по штрафам и пеням.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает решение суда от 29.11.04 законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.11.04 по делу N А26-11732/04-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2005 г. N А26-11732/04-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника