Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2001 г. N 954
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Никитушкиной Л.Л., Троицкой Н.В.,
при участии от АОЗТ СК "Тверьгражданстрой" Черновой И.А. (доверенность от 03.01.2001 N 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества закрытого типа "Строительная компания "Тверьгражданстрой" на решение от 13.02.2001 (судья Ильина В.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 11.04.2001 (судьи Бажан О.М., Перкина В.В., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 954,
установил:
Государственная жилищная инспекция Тверской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании с акционерного общества закрытого типа "Строительная компания "Тверьгражданстрой" (далее - АОЗТ СК "Тверьгражданстрой") 417 рублей 45 копеек штрафных санкций.
Решением суда от 13.02.2001 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2001 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АОЗТ СК "Тверьгражданстрой" просит отменить решение и постановление суда и отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что штрафные санкции установлены в ненадлежащем законодательном акте.
В судебном заседании представитель АОЗТ СК "Тверьгражданстрой" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, инспекция провела проверку соблюдения действующих технических требований по эксплуатации жилого фонда по адресу: город Тверь, улица Володарского, дом 37, квартира 18. В ходе проверки выявлены нарушения нормативно-технических требований по содержанию и обслуживанию жилищного фонда.
По результатам проверки инспекция вынесла предписание от 20.11.2000 N 230ш/ХА, в котором рассчитана сумма штрафных санкций 417 рублей 45 копеек.
В соответствии со статьей 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством.
Согласно статье 194 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях рассматриваются органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1086 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации. Пунктом 6 названного Положения органам Государственной жилищной инспекции предоставлено право в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков.
Приказом Госстроя России от 25.03.98 N 17-66 утверждено Типовое положение о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, пунктом 3.1 которого установлено, что Инспекция вправе применять и взыскивать финансовые санкции за указанные нарушения. Такое право предусмотрено и Положением о Государственной жилищной инспекции Тверской области, утвержденным постановлением администрации Тверской области от 18.06.98 N 405.
Однако наложение административного взыскания возможно лишь в соответствии с постановлением, вынесенным уполномоченным на то органом (должностным лицом), как предусмотрено статьями 194 и 198 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление (решение), которое должно отвечать требованиям статей 261 и 262 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Положении о применении финансовых санкций государственной жилищной инспекцией и Методических разработках по оформлению и заполнению бланков предписаний, актов, протоколов, журнала, применяемых в работе государственной жилищной инспекцией субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства Российской Федерации от 29.03.95 N 8, предписание о нарушениях нормативно-технических требований названо только как основание для применения финансовых санкций. При этом в указанных документах производится лишь расчет суммы финансовых санкций.
Ни нормативные документы Госстроя России, ни постановление губернатора Тверской области от 15.10.96 N 479 (с последующими изменениями) не определяют предписания как решения уполномоченных органов о взыскании финансовых санкций. Более того, ни в одном из нормативных документов государственный жилищный инспектор не назван как орган (должностное лицо), имеющий право налагать административные взыскания. Однако в рассматриваемом случае истец ссылается на принятие такого решения государственным жилищным инспектором. Поэтому суд кассационной инстанции считает, что по фактам выявленных нарушений решения о применении финансовых санкций, отвечающие нормам административного законодательства, не приняты.
Следовательно, оснований для взыскания финансовых санкций нет.
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что решение принято судом с нарушением норм материального права, а потому подлежит отмене. Поскольку имеющихся данных достаточно для вынесения нового решения, кассационная инстанция принимает решение об отказе в иске.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.02.2001 и постановление апелляционной инстанции от 11.04.2001 Арбитражного суда Тверской области по делу N 954 отменить.
В иске о взыскании финансовых санкций Государственной жилищной инспекции Тверской области отказать.
Возвратить акционерному обществу закрытого типа "Строительная компания "Тверьгражданстрой" государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2001 г. N 954
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника