Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 2005 г. N А26-3460/04-21
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Производственное лесозаготовительное объединение" Ярагиной Т.И. (доверенность от 01.03.2005 N 13), Молчановой В.В. (доверенность от 20.01.2005 N 04), от Петрозаводской таможни Ершова С.П. (доверенность от 02.12.2004 N 03-11/8018),
рассмотрев 11.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петрозаводской таможни на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 08.12.2004 по делу N А26-3460/04-21 (судьи Зинькуева И.А., Романова О.Я., Шатина Г.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное лесозаготовительное объединение" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Петрозаводской таможни (далее - таможня) от 22.01.2004 по делу об административном правонарушении N 10201000-411/2003, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.11.2004 (судья Петров А.Б.) обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2004 решение суда отменено. Оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено полностью.
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение от 07.11.2004 в связи с неправильным применением норм материального права - положений статей 10, 18, 169, 187, 193 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (далее - ТК РФ). Податель жалобы ссылается на виновность общества и, как следствие, на наличие состава вмененного административного правонарушения (часть 2 статьи 2.1, часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ).
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представители общества отклонили их и просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в январе - феврале 2003 года общество как грузоотправитель и декларант экспортировало лесоматериалы (баланс еловый неокоренный).
В ходе выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества таможенным органом установлено, что при экспорте неокоренной древесины заявитель исчислял и уплачивал таможенные платежи, исходя из объема древесины без учета коры на основании ТУ 13-2-1-95 и ТУ 13-2-12-96, предусмотренных условиями внешнеэкономического контракта от 03.07.2002 N 51326803/008/2002 (том дела I, листы 34 - 37).
В связи с этим таможня пришла к выводу, что фактический объем вывезенных обществом лесоматериалов превышает заявленный в шести грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД). Результаты проверки отражены в акте от 11.12.2003 N 10201000/111203/00036 (том дела I, листы 42 - 51).
По итогам проверки таможня возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении N 10201000-411/2003 и приняла по нему постановление от 22.01.2004, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Обществу вменено заявление в шести ГТД недостоверных сведений о количестве товара, влияющих на взимание таможенных платежей.
Судебные инстанции сделали правомерный вывод о том, что общество необоснованно осуществляло расчет таможенных платежей исходя из объема лесоматериалов без учета коры.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для привлечения общества к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд кассационной инстанции считает этот вывод соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Из материалов дела следует, что таможня осуществляла проверку объема экспортированного товара с применением поправочных коэффициентов, установленных руководящим документом РД 13-2-3-97 "Лесоматериалы круглые, поставляемые на экспорт. Методы измерения размеров и объема. Контроль качества. Приемка", разработанным Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской Федерации (далее - РД 13-2-3-97).
Закон Российской Федерации от 27.04.93 N 4871-1 "Об обеспечении единства технических измерений" (далее - Закон N 4871-1) устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений (преамбула Закона).
В соответствии со статьей 13 Закона N 4871-1 государственный метрологический контроль и надзор распространяются на таможенные операции.
Согласно статье 9 Закона N 4871-1 измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Госстандартом России.
Госстандартом России 01.07.97 введен ГОСТ 8.563-96, предусматривающий порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений, под которыми понимается совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью.
РД 13-2-3-97 не аттестован метрологической службой в порядке, предусмотренном ГОСТом 8.563-96.
При осуществлении мероприятий таможенного контроля таможенные органы в соответствии с требованиями Закона N 4871-1 должны руководствоваться аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений. Следовательно, они не вправе корректировать объем вывезенных лесоматериалов с использованием коэффициентов, предусмотренных РД 13-2-3-97.
Принимая решение о доначислении экспортерам таможенных платежей, таможенных орган должен доказать их размер в процессе судебного разбирательства. Использование содержащихся в РД 13-2-3-97 коэффициентов лишает расчет таможенного органа доказательственной силы, поскольку данные, используемые при расчете, содержатся не в правовых нормах, а в методике выполнения измерений, не аттестованной в качестве таковой метрологической службой Госстандарта.
Кроме того, принимая решение о доначислении экспортерам таможенных платежей после выпуска товаров, таможенные органы неправомерно применяют коэффициенты, предусмотренные РД 13-2-3-97 применительно к поштучным методам измерения лесоматериалов, в отношении результатов измерений, полученных декларантами при применении геометрического метода. Нарушение целостности методики измерения лишает результаты, полученные таможенными органами расчетным путем, достоверности и, как следствие, доказательственной силы.
Таможенные органы вправе осуществлять контроль за полнотой уплаты таможенных платежей с использованием РД 13-2-3-97 в тех случаях, когда применение РД 13-2-3-97 допускается соглашением сторон внешнеторгового контракта. При отсутствии в законодательстве каких-либо ограничений на применение тех или иных методик определения объема лесоматериалов обязательную юридическую силу для хозяйствующих субъектов приобретает ссылка на конкретную методику во внешнеторговом контракте. В любом случае таможенные органы при осуществлении контрольных мероприятий должны применять тот метод обмера, который использовал декларант, а результаты могут быть скорректированы с учетом соответствующих коэффициентов (поправочный на кору либо полнодревесности).
Для наделения таможенных органов правом применять какую-либо определенную методику определения объема лесоматериалов должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт, а соответствующая методика должна пройти государственную метрологическую аттестацию.
При рассмотрении дел, связанных с привлечением экспортеров к административной ответственности за недостоверное декларирование, следует учитывать положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применяя геометрический метод определения объема лесоматериалов, дающий в результате объем древесины без учета коры, экспортеры руководствуются действующими ГОСТами и ТУ в сфере лесного хозяйства, а также изложенными в письме от 18.05.02 N 05-22/19268 разъяснениями ГТК РФ, то есть принимают исчерпывающие меры по надлежащему декларированию.
При таких обстоятельствах следует признать, что до принятия соответствующих нормативных актов в сфере таможенного контроля лесоматериалов недопустимо привлекать экспортеров к административной ответственности за недостоверное декларирование ввиду отсутствия их вины.
Процессуальных оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 08.12.2004 по делу N А26-3460/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Петрозаводской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2005 г. N А26-3460/04-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника