Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 мая 2005 г. N А56-31805/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от закрытого акционерного общества "Строительный трест N 28" Люкшина A.M. (доверенность от 22.10.2002), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Санкт-Петербургу Хворостовской М.Ф. (доверенность от 09.03.2005 N 03/7) и Тихонова С.Ю. (доверенность от 30.12.2004 N 03-16/12535),
рассмотрев 03.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции от 21.01.2005 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31805/04 (судьи Градусов А.Е., Цурбина С.И., Спецакова Т.Е.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Строительный трест N 28" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу (правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция) от 18.06.2004 N 10-16/5709 об отказе в зачете 2 301 507 руб. 60 коп. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за май-июнь 2004 года, уплаченному за товар, экспортированный 27.06.2000 по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 03910/270600/0004952.
Решением суда от 11.10.2004 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2005 решение суда отменено, заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией налоговых органов произведена замена Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по Санкт-Петербургу.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции и отказать обществу в удовлетворении заявления.
Инспекция считает правомерным отказ обществу в проведении зачета по НДС, уплаченного по экспортным контрактам 2000 года поставщику за материальные ресурсы, приобретенные на территории Российской Федерации и вывезенные с территории Российской Федерации по ГТД N 03910/270600/0004952 в соответствии с таможенным режимом экспорта, в сумме 2 301 507 руб. 60 коп., поскольку у общества отсутствует переплата заявленной суммы по этому налогу; им не представлены документы для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и налоговая декларация, указанная в пункте 4 статьи 176 НК РФ; на ГТД N 03910/270600/0004952 отсутствует отметка российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. Податель жалобы также считает, что установление 05.10.2004 Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32742/04 факта экспорта товара по указанной ГТД не является основанием для возникновения у общества переплаты по налогу.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества просил жалобу оставить без удовлетворения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 27.06.2000 осуществило экспорт двух комплектов телевизионной прикладной установки ПТУ-49 через комиссионера - общество с ограниченной ответственностью "Эллакс" за пределы территории Российской Федерации и государств - участников СНГ по ГТД N 03910/270600/0005894 и ГТД N 03910/270600/0004952 на одном транспортном средстве SKANIA 113M (номер Р 002 МС) с прицепом (номер АК 5081).
По результатам проведения выездной налоговой проверки Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (в данной инспекции общество состояло на учете в указанный период) был составлен акт от 25.05.2001 N 02/237 и принято решение от 26.06.2001 N 02/905 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. В названном решении было указано, что на ГТД N 22047551 (справочный номер 03910/270600/0005894) и N 22047552 (справочный номер 03910/270600/0004952) отсутствуют отметки пограничного таможенного органа Российской Федерации и отметка о получении груза за границей.
Данное решение налогового органа было оспорено обществом в арбитражный суд. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2003 по делу N А56-18439/01 решение налогового органа от 26.06.2001 N 02/905 в части взыскания НДС, пеней и штрафа за неполную уплату этого налога по эпизоду экспорта товара по ГТД N 03910/270600/0004952 признано правомерным в связи с недоказанностью факта экспорта товара, так как на указанной ГТД отсутствует отметка пограничного таможенного органа (листы дела 36-39).
Впоследствии налогоплательщик не предпринял меры для соответствующего оформления ГТД N 03910/270600/0004952 и предоставления в налоговый орган декларации и полного пакета документов, предусмотренного статьями 165 и 176 НК РФ.
Общество письмами от 13.05.2004 N 536 и от 02.06.2004 N 629 обратилось в инспекцию с заявлением о проведении зачета в счет погашения задолженности за май-июнь 2004 года по НДС, уплаченному по экспортным контрактам 2000 года поставщику по материальным ресурсам, приобретенным на территории Российской Федерации и вывезенным с территории Российской Федерации по ГТД N 03910/270600/0004952 в соответствии с таможенным режимом экспорта, в сумме 2 301 507 руб. 60 коп., по которой первоначально не был подтвержден факт экспорта ввиду отсутствия у таможенного органа сведений по названной ГТД в электронной базе. Как пояснил представитель налогоплательщика, при направлении писем общество руководствовалось положениями статей 165 и 176 НК РФ.
Инспекция письмом от 18.06.2004 N 10-16/5709 отказала обществу в проведении зачета НДС, уплаченного по экспортным контрактам 2000 года по указанной ГТД.
Общество не согласилось с названным решением инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Налогоплательщик также обратился с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который решением от 05.10.2004 по делу N А56-32742/04 признал установленным факт экспорта 28.06.2000 одного комплекта прикладной телевизионной установки ПТУ-49 по ГТД N 03910/270600/0004952.
Суд апелляционной инстанции по делу N А56-31805/04, удовлетворяя заявление общества, указал на то, что отказ инспекции в проведении зачета по НДС в сумме 2 301 507 руб. 60 коп. неправомерен, поскольку решением от 05.10.2004 по делу N А56-32742/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области установлен факт экспорта товара по ГТД N 03910/270600/0004952.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах.
Порядок предоставления льгот по налогообложению экспортируемых товаров (работ, услуг) и возмещение (зачет) НДС по приобретенным материальным ресурсам (работам, услугам), использованным при экспорте, в 2000 году регулировался Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о НДС), действовавшим до 01.01.2001, и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.11.1995 N 972 (далее - Инструкция N 39).
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона о НДС от этого налога освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации.
Льгота по НДС при поставках товаров (работ, услуг) на экспорт может быть предоставлена налогоплательщикам только после подтверждения реального экспорта товаров (работ, услуг).
До момента документального подтверждения фактической поставки товаров (работ, услуг) на экспорт реализация товаров (работ, услуг) для целей налогообложения экспортной не является, и, соответственно, налогоплательщики не имеют права на льготу по НДС.
Следовательно, суммы, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных лиц, в том числе за экспорт товаров (работ, услуг), не могут быть освобождены от обложения НДС до подтверждения в установленном порядке фактического экспорта товаров (работ, услуг).
При этом Инструкцией N 39 установлен порядок, согласно которому при обосновании своего права на льготу по НДС экспортер предоставляет в налоговый орган документы, подтверждающие факт реального экспорта товаров, предусмотренные пунктом 22 раздела IX указанной инструкции.
В частности, для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации, в налоговые органы предъявляются в обязательном порядке следующие документы: контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица - налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированного в налоговых органах, если иное не установлено законодательством; грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации - налогоплательщика, с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрены пунктом 3 статьи 7 Закона о НДС, действовавшим до 01.01.2001. Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. В силу пункта 21 Инструкции N 39 право налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона о НДС, и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными пунктом 22 Инструкции N 39.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "в пункте 7 статьи 164 НК РФ" следует читать "в пункте 6 статьи 164 НК РФ"
Аналогичный порядок возмещения НДС установлен и статьей 176 НК РФ, действующей с 01.01.2001. В соответствии с пунктом 4 названной нормы суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, с 01.01.2001 для реализации права на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ не позднее трех месяцев производит возмещение налога, проверив обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а согласно подпункту 2 названной нормы - работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Порядок подтверждения права на получение возмещения установлен статьей 165 НК РФ, в которой приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. При этом в пунктах 1 и 4 названной нормы перечислены документы, которые налогоплательщик должен представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Таким образом, представление налогоплательщиком пакета документов в соответствии с требованиями статьи 165 НК РФ подтверждает обоснованность применения им налоговой ставки 0 процентов.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается тот факт, что общество, направляя письмо от 13.05.2004 N 536 в инспекцию, не представило вместе с ним отдельную налоговую декларацию, указанную в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ, для подтверждения права на возмещение НДС путем зачета (возврата) в сумме 2 301 507 руб. 60 коп.
Вместе с письмом от 02.06.2004 N 629 общество представило уточненную декларацию по НДС по экспорту за июнь 2000 года.
Вместе с тем обстоятельства по эпизоду экспорта товаров по ГТД N 03910/270600/0004952 исследованы Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ходе судебного разбирательства по делу N А56-18439/01 (листы дела 36 - 39). Однако в инспекцию указанная ГТД повторно представлена без отметки российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает, что вступившее в законную силу решение от 05.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32742/04, которым признан установлен факт экспорта по ГТД N 03910/270600/0004952, не является основанием для возникновения у общества права на возмещение НДС, уплаченного по экспортным контрактам 2000 года поставщику по материальным ресурсам, приобретенным на территории Российской Федерации и вывезенным с территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в сумме 2 301 507 руб. 60 коп.
Согласно пункту 10 статьи 165 НК РФ документы, указанные в статье 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Из названных норм не следует, что решение от 05.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32742/04, которым признан установленным факт экспорта по ГТД N 03910/270600/0004952, является основанием для возникновения у общества права на возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспорте товаров в 2000 году, а следовательно, и для зачета в счет задолженности по НДС за май-июнь 2004 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционная инстанция необоснованно отменила решение суда первой инстанции и удовлетворила заявленные обществом требования.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального права следует отменить, а решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2005 по делу N А56-31805/04 отменить.
Оставить в силе решение суда от 11.10.2004, принятое по настоящему делу.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Строительный трест N 28" в доход федерального бюджета 2 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2005 г. N А56-31805/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника