Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 апреля 2005 г. N А42-11399/04-31
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 20.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2004 по делу N А42-11399/04-31 (судья Посыпанко Е.Н.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Мельникова Александра Михайловича (далее - Предприниматель) 1 800 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2003 год и 178 руб. 38 коп. пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области.
Решением суда первой инстанции от 03.12.2004 в удовлетворении заявленных Управлением фонда требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить обжалуемое решение суда и удовлетворить заявленные им требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Мельников Александр Михайлович 12.07.2000 зарегистрирован Управлением Октябрьского Административного округа города Мурманска в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ему выдано свидетельство от 12.07.2000 N 15910.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При добровольной неуплате плательщиками страховых взносов взыскание недоимки и пеней осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В связи с неуплатой Предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 Управление фонда направило страхователю требование от 30.08.2004 N 22/755 об уплате в срок до 21.09.2004 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в сумме 1800 руб., числящейся за Предпринимателем по состоянию на 30.08.2004, и 178,38 руб. пеней за нарушение срока уплаты указанной суммы взносов.
Предприниматель в установленный срок требование не исполнил, поэтому Управление Фонда обратилось в сентябре 2004 года в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, исходил из того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2003 год своевременно и в полном объеме уплачены Предпринимателем на коды бюджетной классификации 1010610 и 1010620 в то время как следовало уплатить на коды бюджетной классификации 1010611 и 1010621. Неправильное указание кода бюджетной классификации не может расцениваться как неуплата страховых взносов в установленные сроки, поскольку суммы платежей поступили в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение суда законным и обоснованным.
Федеральным законом от 06.05.2003 N 53-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" внесены изменения в Приложение 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации". В частности, установлено, что с 2003 года код бюджетной классификации 1010611 предназначен для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, а код 1010621 - для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Управлением фонда, что за период с июля 2003 года по январь 2004 года Предприниматель ошибочно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2003 год на код бюджетной классификации 1010610 в сумме 4 800 руб. и на код бюджетной классификации 1010620 в сумме 1 200 руб. Однако платежи поступили на счета территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ. Следовательно, суммы страховых взносов, ошибочно перечисленные страхователем по кодам бюджетной классификации 1010611 и 1010621, в любом случае поступают на счет территориального органа Пенсионного фонда РФ, поэтому у территориального отделения Пенсионного фонда РФ отсутствуют основания для незачисления указанных сумм на лицевые счета застрахованных лиц и учета их в составе задолженности.
Принимая во внимание, что допущенная Предпринимателем ошибка не повлекла неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, и денежные средства, перечисленные Предпринимателем по указанным кодам, зачислены в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для повторного взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2003 год в полном объеме.
В ноябре 2004 года Предприниматель обратился в Управление фонда с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов по кодам бюджетной классификации 1010610 и 1010620 в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по кодам бюджетной классификации 1010611 и 1010621. Управление фонда в письме от 16.11.2004 N 8576 сослалось на то, что в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами на основании заявления налогоплательщика. Предприниматель 24.11.2004 обратился с аналогичным заявлением в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области. Налоговая инспекция отказала Предпринимателю в приеме заявления со ссылкой на письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.2004 N 05-0-09/20@ "О зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование". В этом письме указано, что поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные, обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод Управления фонда об отсутствии у него законных оснований для зачета имеющейся у Предпринимателя переплаты по страховым взносам по кодам бюджетной классификации 1010610 и 1010620.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, - в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены путем толкования положений Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики (то есть органы государственных внебюджетных фондов) имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, однако взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из буквального толкования изложенных норм, суд кассационной инстанции считает, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов отнесены к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается и статьей 3 Закона N 167-ФЗ, в соответствии с которой средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Управления фонда и отмены принятого по данному делу решения у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2004 по делу N А42-11399/04-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2005 г. N А42-11399/04-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника