Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 апреля 2005 г. N А05-1001/04-27
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Тарасюка И.М.,
при участии от конкурсного управляющего ООО "Ростимбер ЛТД" Жилина Д.В. (доверенность от 01.10.04),
рассмотрев 19.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Ростимбер ЛТД" на определение от 05.10.2004 (судьи Цыганков А.В., Кузнецова О.В., Скворцов В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2005 (судьи Лепеха А.П., Бекарова Е.И., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1001/04-27,
установил:
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Ростимбер ЛТД" (далее - Общество, Должник) в период процедуры наблюдения, введенной определением Арбитражного суда Архангельской области от 20.02.2004, направило в порядке статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) в арбитражный суд, Должнику и временному управляющему Обществом заявление о включении в реестр требований кредиторов Должника (далее - Реестр) требования в размере 4 009 929,64 руб., включающего 3 222 023,25 руб. задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и 787 906,39 руб. пеней.
Решением от 17.09.2004 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий.
Определением от 05.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2005, требование Управления в размере 4 009 929,64 руб. признано установленным и включено в Реестр с удовлетворением в третью очередь.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий Обществом просит отменить судебные акты в части признания обоснованными и включения в Реестр требования Управления на сумму 2 766 994,49 руб., в том числе 2 504 874,84 руб. налогов и 262 119,65 руб. пеней и принять новый судебный акт.
Податель жалобы указал на следующее:
- уполномоченным органом утрачено право на взыскание в судебном порядке сумм налога и пеней в размере 353 890,89 руб. по требованиям об уплате налога от 28.03.2001 N 13-16/187т и от 30.07.2002 N 03-15/18165;
- в нарушение статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) часть требований об уплате налога и пеней, представленных в материалы дела, не направлялась Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) в адрес Общества;
- выводы судов первой и апелляционной инстанций о согласии Должника с требованием об уплате налога в случае непринятия мер к его оспариванию, не основаны на нормах права.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего Общества поддержал кассационную жалобу.
Управление, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 и 7 статьи 71 Закона для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Пунктом 1 статьи 142 Закона предусмотрено, что установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона, т.е. путем проверки их обоснованности.
Как видно из материалов дела, Управление в подтверждение обоснованности своего требования представило суду двадцать одно требование Инспекции об уплате налогов и других обязательных платежей, двадцать одно решение Инспекции о взыскании налогов за счет денежных средств Должника, решение N 03-20/54546 и постановление N 03-20/54547 от 29.12.2001 о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика, постановление о возбуждении исполнительного производства от 08.01.2002, девять исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Архангельской области, справку о суммах задолженности по обязательным платежам в Фонд социального страхования (далее - Фонд) от 11.03.2004 N 08-10/8-4903 и расчетную ведомость по средствам Фонда за 2003 год.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что решение об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В случае, когда требование налогового органа об уплате налога направлено по истечении трех месяцев с момента наступления срока уплаты налога, решение Инспекции об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика должно приниматься в течение 60 дней с момента истечения установленного в требовании срока для добровольного его исполнения, который в свою очередь должен исчисляться со дня окончания установленного статьей 70 НК РФ срока направления требования.
Кассационная инстанция находит необоснованным включение в Реестр сумм задолженности по уплате налогов и пени, указанных в требованиях Инспекции от 28.03.2001 N 13-16/1875т и от 30.07.2002 N 13-15/18165, подлежавших исполнению соответственно до 07.04.01 и до 15.08.02.
Решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика в связи с неисполнением данных требований приняты Инспекцией 13.06.2001 и 13.11.2002, т.е. по истечении 60-дневного срока, а потому согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ являются недействительными и исполнению не подлежали.
Следовательно, обоснованность заявления Управления о включении в Реестр сумм налогов и пеней, указанных в требованиях Инспекции от 28.03.2001 N 13-16/1875т и от 30.07.2002 N 13-15/18165, должна быть подтверждена судебным актом о взыскании с налогоплательщика причитающихся к уплате сумм налогов и пени.
В порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 46 НК РФ Инспекция заявления в порядке административного производства в арбитражный суд о взыскании с Должника задолженности по налогам и пеням не предъявляла.
Заявление Управления по настоящему делу подано в суд с пропуском шестимесячного срока, на что обоснованно указано конкурсным управляющим Обществом.
Таким образом, требование Управления на сумму 353 890,89 руб., в том числе 321 252,63 руб. налогов и 32 638,26 руб. пеней не может быть признано обоснованным, а потому включено в Реестр.
Заявленные Управлением требования о включении в Реестр задолженности по налогам и пеням, упомянутых в остальных требованиях об уплате налогов, по обязательным платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также задолженности по исполнительным листам подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Доводы подателя жалобы о неисполнении налоговым органом обязанности по направлению Обществу требований об уплате налогов проверены апелляционной инстанцией и признаны необоснованными.
С учетом изложенного в Реестр подлежало включению требование Управления только в размере 3 656 038,75 руб., в том числе задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды в сумме 2 900 770,62 руб. и пени в сумме 755 268,13 руб.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение от 05.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1001/04-27 изменить.
Признать требование Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в размере 3 656 038 рублей 75 копеек установленными.
Включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Ростимбер ЛТД" требование Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в размере 3 656 038 рублей 75 копеек, в том числе 2 900 770 рублей 62 копеек задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и 755 268 рублей 13 копеек пеней, с удовлетворением в третью очередь.
Во включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Ростимбер ЛТД" требования Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в размере 353 890 рублей 89 копеек, в том числе 321 252 рублей 63 копеек налогов и 32 368 рублей 26 копеек пеней отказать.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2005 г. N А05-1001/04-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника