Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 мая 2005 г. N А56-29612/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга представителя Пискунович Е.В. (доверенность от 22.05.2005 N 17/3193), от общества с ограниченной ответственностью "Евротрейд" представителя Солнцевой Н.В. (доверенность от 28.02.2005),
рассмотрев 11.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2004 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2005 (судьи Шульга Л.А., Тимошенко А.С., Шестакова М.А.) по делу N А56-29612/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Евротрейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 29.06.2004 N 161 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) путем возврата на расчетный счет 5 397 536 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2004 года.
Решением суда от 20.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2005, признано недействительным решение инспекции от 29.06.2004 N 161 об отказе в возмещении из бюджета 5 397 536 руб. НДС за март 2004 года и в обязанность налогового органа вменено исправление допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и неполное исследование ими обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, суд первой и апелляционной инстанции по существу не исследовал вопроса о том, на основании каких первичных документов общество правомерно приняло импортируемый товар к учету, принимая во внимание то обстоятельство, что им не представлен в инспекцию акт о приемке товара по форме "Торг-1", утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества их отклонил, указывая на несостоятельность этих доводов.
В ходе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции осуществлена замена инспекции ее процессуальным правопреемником - Инспекцией Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество в установленный законом срок представило в инспекцию декларацию по НДС за март 2004 года и заявление о возврате из бюджета 5 397 536 руб. этого налога, составляющих положительную разницу между суммой НДС, исчисленной по операциям реализации товаров, и суммой налоговых вычетов, связанных, в том числе, с уплатой налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Инспекция провела камеральную поверку данной декларации, по результатам которой составила акт от 15.06.2004 N 161 и вынесла решение от 29.06.2004 за тем же номером об отказе налогоплательщику в возмещении из бюджета названной суммы налога.
Основанием для принятия указанного решения послужило то, что общество на момент составления акта проверки не произвело оплату импортируемых товаров в предыдущих периодах; избрало в качестве одного из партнеров по сделкам купли-продажи товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Дом-2000", который полностью не оплатил поставленный ему товар; не представил документы, подтверждающие факт передачи импортируемого товара от продавца и не отразил в бухгалтерском учете операции, связанные с доставкой товара с таможенного терминала, а также в адрес покупателей.
Общество не согласилось с решением инспекции от 29.06.2004 N 161 и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, в связи с чем не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
Согласно положениям статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 данного Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно части второй пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Исходя из смысла названных норм Кодекса, право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактом уплаты им суммы НДС таможенным органам при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федераций и фактом принятия этого товара на учет, а правовое значение такого возмещения - компенсация налогоплательщику затрат по уплате установленного законом налога.
Таким образом, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятия указанных товаров к учету.
В данном случае материалами дела подтверждается, что при ввозе обществом товаров на таможенную территорию Российской Федерации суммы НДС уплачены таможенным органам с его расчетного счета и за счет его денежных средств. Данное обстоятельство подтверждено налоговым органом в оспариваемом решении от 29.06.2004 N 161 (лист дела 10).
Следовательно, общество вправе претендовать на компенсацию ему затрат по уплате данного налога таможенным органам.
Факты приобретения обществом товара, ввезенного в марте 2004 года на таможенную территорию Российской Федерации с целью его перепродажи, а также принятия его на учет установлены судом первой и апелляционной инстанций и подтверждены материалами дела.
Инспекция не представила суду доказательства, опровергающие данные обстоятельства.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что обществом соблюдены условия, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ, для применения налоговых вычетов.
Кассационная инстанция считает необоснованным единственный довод жалобы инспекции о том, что для подтверждения факта оприходования товара, полученного обществом от иностранного поставщика, налогоплательщик должен представить в налоговый орган акт о приемке товара.
В данном случае инспекция не оспаривает факт ввоза обществом товара на таможенную территорию Российской Федерации в марте 2004 года.
Инспекция не учитывает, что в отношении товаров к учету принимаются первичные учетные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций (постановление Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие)". Порядок документального оформления операций, связанных с поступлением товаров, приведен в пункте 2.1 раздела 2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5. Отсутствие акта о приемке товара согласно названным документам, регулирующим бухгалтерский учет, не дает налогоплательщику права не отражать товар на счете бухгалтерского учета 41 "Товары".
Основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам при ввозе импортных товаров на территорию Российской Федерации, являются контракт, ГТД на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС на таможне. Представление иных документов Кодексом не предусмотрено.
Таким образом, отсутствие акта приемки товара не препятствует принятию (оприходованию) импортируемого товара налогоплательщиком и предъявлению к вычету НДС, уплаченного по данным товарам таможенным органам, в связи с чем суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что общество правомерно оприходовало товар, ввезенный на территорию Российской Федерации, на основании грузовых таможенных деклараций и отразило данную хозяйственную операцию в книге покупок за проверяемый период.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2005 по делу N А56-29612/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Корабухина |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2005 г. N А56-29612/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника