Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2005 г. N А42-7540/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области Буханцевой И.В. (доверенности от 28.01.2005 N 01-14-47/17 и от 28.01.2005 N 60-14-34-09/7868), от закрытого акционерного общества "Норд Стар" Нестеровой Ж.В. (доверенность от 25.01.2005),
рассмотрев 18.05.2005 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.12.2004 (судья Янковая Г.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2005 (судьи Петренко Т.И., Тимошенко А.С., Черемошкина В.В.) по делу N А42-7540/04-23,
установил:
Закрытое акционерное общество "Норд Стар" (далее - Общество, ЗАО "Норд Стар") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - Инспекция по городу Мурманску), выразившегося в уклонении от проведения зачета 1 035 308 руб. 40 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленного к возмещению на основании решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кольскому району Мурманской области (далее - Инспекция по Кольскому району) от 18.09.2003 N 30 и от 09.10.2003 N 31 в счет имеющейся задолженности Общества по налогам, а также об обязании налогового органа возвратить из бюджета оставшейся суммы НДС на расчетный счет ЗАО "Норд Стар".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области (реорганизовано в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области; далее - Управление).
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией налоговых органов Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области преобразована в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области, а Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кольскому району Мурманской области - в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кольскому району Мурманской области.
Решением суда от 02.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2005, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, поскольку в представленных Обществом 18.12.2003 уточненных декларациях по НДС не исчислена сумма этого налога, подлежащая возмещению, бездействие налогового органа правомерно.
Кроме того, как указывает Управление, решения Инспекции по Кольскому району от 18.09.2003 N 30 и от 09.10.2003 N 31 исполнены налоговым органом сразу после вынесения Арбитражным судом Мурманской области решения по делу N А42-994/04-11. Аналогичные доводы приведены и в кассационной жалобе Инспекции по городу Мурманску.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию по Кольскому району декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2003 года, согласно которой возмещению из бюджета подлежало 503 385 руб. НДС.
В обоснование права на налоговые вычеты Обществом вместе с декларацией представлены документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.
Инспекция по Кольскому району провела камеральную проверку декларации и приложенных к ней документов, по результатам которой приняла решение от 28.07.2003 N 25 об отказе в возмещении 503 385 руб. НДС в связи с непредставлением грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) с отметками российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Общество собрало согласно требованиям пункта 9 статьи 167 НК РФ комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, и 17.09.2003 представило уточненную декларацию за март 2003 года, а также пакет документов, в том числе ГТД с отметкой Магнитогорской таможни. По итогам рассмотрения указанных материалов Инспекция по Кольскому району приняла решение от 18.09.2003 N 30 о возмещении из бюджета НДС по экспорту в сумме 503 385 руб.
Наряду с названной декларацией и документами Общество подало декларацию по НДС по ставке 0 процентов за июнь 2003 года для применения налоговых вычетов в сумме 548 177 руб., по которой Инспекция по Кольскому району вынесла решение от 09.10.2003 N 31 о возмещении НДС.
Инспекция по городу Мурманску, в которой Общество как налогоплательщик состоит на учете с 17.10.2003, решения Инспекции по Кольскому району от 18.09.2003 N 30 и от 09.10.2003 N 31 не исполнила, в связи с чем ЗАО "Норд Стар" обратилось с жалобой в Управление.
Рассмотрев материалы по жалобе Общества, Управление вынесло решение от 19.11.2003 N 145, которым отменило решения Инспекции по Кольскому району от 18.09.2003 N 30 и от 09.10.2003 N 31.
В названном решении Управление указало, что Общество неправомерно представило в Инспекцию по Кольскому району уточненную декларацию за март 2003 года, поскольку в периоде, в котором собран пакет документов, налогоплательщик "должен был представить новую налоговую декларацию за этот период и пакет документов к ней".
ЗАО "Норд Стар" 18.12.2003 направило в Инспекцию по городу Мурманску уточненные декларации по НДС за март и июнь 2003 года, в которых не исчислило НДС, подлежащий возмещению.
Кроме того, Общество 18.12.2003 представило налоговую декларацию за сентябрь 2003 года, в которой вновь заявило обороты по реализации за март и июнь 2003 года (том 1, л.д. 33).
Инспекция по городу Мурманску провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС за сентябрь 2003 года и вынесла решение от 18.03.2004 N 46 об отказе в возмещении налога, так как в нарушение статьи 165 НК РФ Обществом не был представлен пакет документов, подтверждающий экспорт товара.
Судебными актами по делу N А42-994/04-11 решение Управления от 19.11.2003 N 145 признано недействительным, и суды признали подтвержденным в установленном порядке право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и соответствующих сумм налоговых вычетов в марте и июне 2003 года.
Поскольку, несмотря на неоднократные заявления Общества, решения от 18.09.2003 N 30 и от 09.10.2003 N 31 налоговыми органами не исполнены, ЗАО "Норд Стар" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 НК РФ, согласно которому для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 названного Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 176 НК РФ, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями при рассмотрении дела N А42-994/04-11, Общество подтвердило право на возмещение из бюджета 1 035 308 руб. 40 коп. НДС за март и июнь 2003 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку судебными актами по названному делу решение Управления от 19.11.2003 N 145 признано недействительным, решения Инспекции по Кольскому району от 18.09.2003 N 30 и от 09.10.2003 N 31 подлежат исполнению.
Управление и Инспекция по городу Мурманску не представили доказательств исполнения названных решений.
Ссылка налоговых органов на то, что, поскольку в уточненных декларациях, поданных 18.12.2003, не указана сумма НДС к возмещению, у налогового органа нет оснований для возврата или зачета налога, отклоняется кассационной инстанцией.
Судебными инстанциями установлено, что данные налоговые декларации представлены в связи с вынесением Управлением решения от 19.11.2003 N 145 и их подача являлась попыткой ЗАО "Норд Стар" исправить ошибку, на которую указывает Управление в названном решении (подача уточненной декларации за март 2003 года вместо налоговой декларации по другому налоговому периоду), и реализовать свое право на возврат НДС.
Поскольку решение от 19.11.2003 N 145 признано судом недействительным, Общество письмом от 06.10.2004 N 42 отзывает указанные уточненные декларации и подтверждает сведения по НДС, отраженные в ранее представленных декларациях.
Ссылка налоговых органов на то, что Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность отзыва поданных деклараций, не принимается кассационной инстанцией, поскольку налоговое законодательство не содержит и запрета на совершение налогоплательщиком такого действия. Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции, письмом от 06.10.2004 (л.д. 68) Общество подтвердило сведения по НДС, отраженные в декларациях от 21.07.2003 и от 17.09.2003, представление которых в Инспекцию по Кольскому району подтверждено вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 22.04.2004 по делу N А42-994/04-11. На основании данных деклараций Инспекция по Кольскому району вынесла решения от 18.09.2003 N 30 и от 09.10.2003 N 31 о возмещении Обществу спорной суммы НДС, подтвержденные указанным решением арбитражного суда как законные и обоснованные, но не исполненные Инспекцией по городу Мурманску, в том числе в части проведения зачета до рассмотрения спора по настоящему делу.
В данном случае доводы налоговых органов о несоблюдении Обществом требований статьи 81 НК РФ о представлении новых налоговых деклараций за спорные налоговые периоды также не могут быть приняты кассационной инстанцией как носящие исключительно формальный характер и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Судебные инстанции правомерно указывают на то, что подача уточненных деклараций являлась "вынужденной мерой", и признание этих документов аннулирующими предшествующие лишает Общество возможности реализации своего права на получение НДС из бюджета, обоснованность которого установлена вступившими силу судебными актами по делу N А42-994/04-11.
Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалоб налоговых органов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.12.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2005 по делу N А42-7540/04-23 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2005 г. N А42-7540/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника