Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июня 2005 г. N А21-5696/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 06.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.01.2005 по делу N А21-5696/04-С1 (судья Сычевская С.Н.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Судостроительное предприятие "Янтарь" (далее - общество) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду; далее - налоговая инспекция) от 09.04.2004 N 10-99Э в части отказа в возмещении из бюджета 115 078 руб. налога на добавленную стоимость за декабрь 2003 года и об обязании налоговой инспекции вынести решение о возмещении названной суммы налога.
Решением суда от 28.01.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит принятый по делу судебный акт отменить. По мнению подателя жалобы, судом сделан неправильный вывод о том, что общество правильно сформировало себестоимость и финансовый результат по строительству природоохранного судна.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество подало в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за декабрь 2003 года, в соответствии с которой возмещению подлежало 160 322 руб. налога. Вместе с декларацией общество представило в налоговую инспекцию документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных документов, по итогам которой принял решение от 09.04.2004 N 10-99Э и мотивированное заключение от 12.04.2004 N 10-42 о возмещении обществу 45 244 руб. налога на добавленную стоимость и об отказе в возмещении 115 078 руб. налога. Основанием для отказа в возмещении налога послужило следующее. Налоговая инспекция установила, что в общую заявленную к возмещению сумму налога на добавленную стоимость за проверенный период входит налог, предъявленный бюджету по заказам, которые были подготовлены, оплачены и отправлены иностранным заказчикам (заказы NN 4146 и 4144), а правильность применения налоговой ставки 0 процентов и правомерности возмещения суммы налога на добавленную стоимость из бюджета проверена Инспекцией Балтийского района города Калининграда. В данном налоговом периоде, по заказам, отгруженным ранее, общество просит возместить ту часть налога, которая была оприходована, но не была оплачена и потому возмещается по мере оплаты в настоящее время. Налог на добавленную стоимость в размере 115 077 руб. 84 коп. по заказу N 4144 (счет-фактура от 30.06.2003 N 90028) не может быть возмещен, поскольку судно было отправлено иностранному покупателю в апреле 2003 года согласно грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10205100/150403/0004936.
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что им исполнены все требования, с которыми законодательством о налоге на добавленную стоимость связывается право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров. По мнению заявителя, все хозяйственные операции были отражены им на счетах бухгалтерского учета своевременно, налог к вычету заявлен после оплаты товара. Общество ссылается также на то, что в оспариваемом решении налоговой инспекции не указаны нормы законодательства о налогах и сборах, нарушение которых повлекло отказ в возмещении налога из бюджета.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами заявителя и признал недействительным оспариваемый им ненормативный акт налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость по налоговой декларации за декабрь 2003 года. В частности, суд отметил, что счет-фактура от 30.06.2003 N 90028 был выставлен в пределах срока, установленного нормой пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд кассационной инстанции считает судебный акт правильным и не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение операций по реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2005 г. в мотивировочной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "пунктом 7 статьи 164 НК РФ" следует читать "пунктом 6 статьи 164 НК РФ"
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 3 статьи 172 НК РФ, определяющим порядок применения налоговых вычетов, установлено, что вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров на экспорт производятся только при представлении в налоговые органы вместе с отдельной декларацией, предусмотренной пунктом 7 статьи 164 НК РФ, соответствующих документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Таким образом, в обоснование правомерности применения налоговой ставки О процентов и налоговых вычетов при осуществлении операций по реализации товаров на экспорт налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную налоговую декларацию и пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество поставило построенное судно на экспорт и представило в налоговый орган все документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров, оформленные в полном соответствии с требованиями, установленными статьей 165 НК РФ. Общество также представило в налоговый орган счета-фактуры и документы, свидетельствующие об оплате и оприходовании товарно-материальных ценностей, использованных при производстве и реализации товара на экспорт.
Для подтверждения фактически уплаченных сумм налога поставщикам продукции, поставляемой на экспорт, налогоплательщик обязан в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ представить в налоговый орган счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога. Кроме того, вычетам подлежат только фактически уплаченные суммы налога за товары (работы, услуги), принятые на учет налогоплательщиком, что также должно быть подтверждено первичными документами.
Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Обязательные реквизиты, которые должен содержать счет-фактура, перечислены в пункте 5 статьи 169 НК РФ, а также в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного подпунктами 5-6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Счет-фактура не является документом, необходимым для ведения бухгалтерского учета организации и оправдывающим ту или иную хозяйственную операцию. Счет-фактура выставляется продавцом товара и используется налогоплательщиком только в целях принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Об этом говорит и пункт 1 статьи 169 НК РФ, согласно которому счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Таким образом, оформление счета-фактуры не в момент передачи или оплаты товара покупателем не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета и не свидетельствует о том, что хозяйственная операция произведена с нарушением таких правил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество для выполнения работ по постройке природоохранного судна по заказу иностранного контрагента N 4144, привлекало в качестве исполнителя ОАО ПСЗ "Янтарь". Судно согласно ГТД N 10205100/150403/0004936 было поставлено на экспорт в апреле 2003 года. Акт выполненных работ между обществом и ОАО ПСЗ "Янтарь" подписан 30.06.2003. В тот же день, исполнитель выставил обществу счет-фактуру N 90028, оформленный в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ. Обществом в суд первой инстанции был представлен контракт, согласно которому работы считаются оконченными после подписания акта об их окончании по форме, согласованной сторонами. Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае пятидневный срок выставления счета-фактуры следует исчислять с даты подписания акта выполненных работ.
Кроме того, несовпадение даты выставления счета-фактуры продавцом товара с тем налоговым периодом, в котором произведена реализация товара покупателем, не свидетельствует о том, что сделка купли-продажи товара не состоялась, товар не оплачен и не оприходован покупателем. В данном случае длительное согласование и подписание акта обусловлено спецификой оказанных услуг. В то же время, налоговым органом не оспаривается факты оприходования товара (работ, услуг), оплаты в тот налоговый период, когда налог заявлен к вычету.
Учитывая изложенное суд кассационной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным и не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.01.2005 по делу N А21-5696/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Счет-фактура не является документом, необходимым для ведения бухгалтерского учета организации и оправдывающим ту или иную хозяйственную операцию. Счет-фактура выставляется продавцом товара и используется налогоплательщиком только в целях принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Об этом говорит и пункт 1 статьи 169 НК РФ, согласно которому счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Таким образом, оформление счета-фактуры не в момент передачи или оплаты товара покупателем не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета и не свидетельствует о том, что хозяйственная операция произведена с нарушением таких правил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество для выполнения работ по постройке природоохранного судна по заказу иностранного контрагента N 4144, привлекало в качестве исполнителя ОАО ПСЗ "Янтарь". Судно согласно ГТД N 10205100/150403/0004936 было поставлено на экспорт в апреле 2003 года. Акт выполненных работ между обществом и ОАО ПСЗ "Янтарь" подписан 30.06.2003. В тот же день, исполнитель выставил обществу счет-фактуру N 90028, оформленный в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ. Обществом в суд первой инстанции был представлен контракт, согласно которому работы считаются оконченными после подписания акта об их окончании по форме, согласованной сторонами. Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае пятидневный срок выставления счета-фактуры следует исчислять с даты подписания акта выполненных работ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. N А21-5696/04-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка