Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июля 2005 г. N А56-41788/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Компасс" представителя Котельниковой Д.В. (доверенность от 29.04.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу представителя Коньковой О.С. (доверенность от 29.12.2004 N 03-04/19392),
рассмотрев 06.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.2004 (судья Ульянова М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2005 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-41788/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компасс" (далее - общество; обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу, являющейся правопредшественником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу, (далее - инспекция) от 17.09.2004 N 12-11/199 в части отказа в возмещении из бюджета 11 855 955 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2004 года и об обязании налогового органа возвратить указанную сумму налога на расчетный счет заявителя.
Решением суда от 31.12.2004, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2005, заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, 11 855 955 руб. НДС не подлежат возмещению обществу поскольку представленные им счета-фактуры составлены с нарушением требований подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения, считая эти доводы несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 17.06.2004 представило в инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за май 2004 года, согласно которой предъявило к возмещению из бюджета 12 378 784 руб. данного налога.
Инспекция провела камеральную проверку данной декларации, а также документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по результатам которой приняла решение от 17.09.2004 N 12-11/199 о возмещении обществу 522 829 руб. НДС и об отказе в возмещении 11 855 955 руб. данного налога, а также составила мотивированное заключение за тем же номером и датой.
В обоснование принятого решения в части отказа обществу в возмещении из бюджета 11 855 955 руб. НДС налоговый орган сослался на отсутствие в счетах-фактурах от 29.03.2004 N 243-1, от 03.04.2004 3 277-1, от 05.04.2004 N 279-1, от 06.04.2004 N 280-1, от 07.04.2004 N 282-1, от 08.04.2004 N 283-1, от 15.04.2004 N 293-1, от 18.04.2004 N 294-1, от 11.05.2004 N 390-1, выставленных обществу поставщиком товара - обществом с ограниченной ответственностью "Гольфстрим" (далее - ООО "Гольфстрим"), адреса покупателя и грузополучателя.
Общество не согласилось с решением налогового органа от 17.09.2004 N 12-11/199 в части отказа в возмещении из бюджета 11 855 955 руб. НДС и обжаловало его в этой части в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав пояснения сторон, считает, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 данной статьи суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактами уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Порядок подтверждения права на возмещение НДС при налогообложении по налоговой ставке 0%, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ, обществом соблюден, требуемые документы представлены в полном объеме. Данное обстоятельство инспекция не оспаривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ.
Так, подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
В данном случае в первоначально представленных в налоговый орган счетах-фактурах от 29.03.2004 N 243-1, от 03.04.2004 3 277-1, от 05.04.2004 N 279-1, от 06.04.2004 N 280-1, от 07.04.2004 N 282-1, от 08.04.2004 N 283-1, от 15.04.2004 N 293-1, от 18.04.2004 N 294-1, от 11.05.2004 N 390-1, выставленных ООО "Гольфстрим", в соответствующих графах нет сведений об адресах покупателя и грузополучателя.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, одним из условий предъявления к вычету и возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, является представление счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, оформленных с соблюдением установленных требований.
В данном случае на момент вынесения налоговым органом оспариваемого решения, законность которого проверялась судами, налоговый орган не располагал правильно оформленными счетами-фактурами. Общество представило в инспекцию оформленные надлежащим образом счета-фактуры 28.09.2004 одновременно с разногласиями на мотивированное заключение от 17.09.2004 N 12-11/199, которое составлено инспекцией в день принятия оспариваемого решения. Данные счета-фактуры заявитель представил и в суд.
В доводах кассационной жалобы инспекция ссылается на то, что суд, рассматривая требования о признании недействительным решения налогового органа, должен проверять обоснованность этого решения на момент его принятия, а именно установить, имелись ли у налогового органа основания для принятия решения о возмещении суммы НДС.
Вместе с тем, законодательство о налогах и сборах не исключает право налогоплательщика и его поставщика на внесение исправлений в счета-фактуры, составленные с нарушением установленного порядка. Поскольку счет-фактура является одним из доказательств по налоговому спору, то к оценке счетов-фактур подлежит применению статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), согласно которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 29 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Следовательно, факт непредставления доказательства в ходе налоговой проверки не исключает возможности его представления в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 66-71 АПК РФ.
Кроме того, податель жалобы не учитывает, что в соответствии со статьей 88 НК РФ если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В нарушение указанного требования налоговый орган в ходе налоговой проверки не сообщил налогоплательщику о выявленных фактах нарушений в оформлении счетов-фактур и не предложил внести в них исправления, чем по существу лишил налогоплательщика возможности внести соответствующие исправления в документы, служащие основанием для применения налоговых вычетов по НДС за май 2004 года, в рамках камеральной налоговой проверки.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговый орган после вынесения оспариваемого решения, а также в суд счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.
Судебные инстанции исследовали и оценили представленные налогоплательщиком в материалы дела спорные счета-фактуры и признали их надлежащим основанием для применения заявителем налоговых вычетов.
Суд апелляционной инстанции также установил, что общество ошибочно представило в инспекцию одновременно с декларацией счета-фактуры, составленные ООО "Гольфстрим" с нарушением требований статьи 169 НК РФ, поскольку в день их выписки данный поставщик переоформил их надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела справка ООО "Гольфстрим" N 108/2-11-2004 (том 2 лист дела 66).
При этом кассационная инстанция считает, что судебные инстанции правомерно отклонили довод налогового органа о несоблюдении обществом порядка внесения исправлений в счета-фактуры, основанный на том, что налогоплательщиком представлены не исправленные, а переоформленные ООО "Гольфстрим" счета-фактуры.
Инспекция не учитывает, что положения налогового законодательства Российской Федерации не запрещают налогоплательщику устранить несоответствие счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ путем их переоформления и представить переоформленные счета-фактуры налоговому органу для обоснования правомерности применения налоговых вычетов. В случае исправления или переоформления счета-фактуры налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции (приобретение и принятие товара к учету, его оплата), а не в периоде исправления ошибки.
Оплату обществом спорных счетов-фактур в мае 2004 года инспекция не оспаривает.
При таких обстоятельствах, следует признать, что у налогового органа не было законных оснований для принятия оспариваемого решения в части отказа обществу в возмещении из бюджета 11 855 955 руб. НДС по экспортным операциям за май 2004 года.
Таким образом, судебные инстанции правомерно признали решение инспекции от 17.09.2004 N 12-11/199 в оспариваемой части недействительным и в полном соответствии с положениями пункта 4 статьи 176 НК РФ и пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, установив отсутствие у общества задолженности по уплате налогов в федеральный бюджет, обязали налоговый орган возвратить заявителю из бюджета 11 855 955 руб. НДС за май 2004 года согласно его заявлению от 17.06.2004.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2005 по делу N А56-41788/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2005 г. N А56-41788/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника