Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2005 г. N А26-892/2005-211
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А.,
рассмотрев 27.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2005 по делу N А26-892/2005-211 (судья Подкопаев А.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия; далее - Инспекция) от 20.01.2005 N 10-04/12 в части отказа в возмещении из бюджета 5 343 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за сентябрь 2004 года.
Решением от 14.03.2005 суд удовлетворил требования Общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Налоговый орган считает, что 5 343 руб. НДС не подлежат возмещению в связи с отсутствием сведений об уплате налога в бюджет поставщиком заявителя - обществом с ограниченной ответственностью "Электрокомплект плюс" (далее - ООО "Электрокомплект плюс"), которое не является плательщиком НДС, поскольку применяет упрощенную систему налогообложения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество 20.10.2004 представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2004 года, а 16.12.2004 - уточненную налоговую декларацию, согласно которой возмещению подлежат 2 045 399 руб. НДС. К декларации заявитель приложил документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Проверив представленные заявителем декларацию и документы в камеральном порядке, Инспекция составила мотивированное заключение от 20.01.2005 и приняла решение от 20.01.2005 N 10-04/12, которым возместила Обществу 2 040 056 руб. и отказала в возмещении 5 343 руб. НДС. В обоснование отказа в возмещении указанной суммы налога Инспекция сослалась на неподтверждение факта уплаты НДС в бюджет поставщиком Общества - ООО "Электрокомплект плюс". В ходе встречной проверки установлено, что последняя отчетность представлена поставщиком за 3-й квартал 2004 года по единому налогу на вмененный доход и по налогу, уплачиваемому в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя заявление Общества, правомерно указал на следующее.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган вместе с декларацией по ставке 0 процентов предусмотренные статьей 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов подтверждается документами, перечисленными в статье 165 и в пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), не установлена законодательством и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих уплату НДС поставщиком товара, реализованного на экспорт.
Довод подателя жалобы о том, что поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и не являющийся плательщиком НДС, не вправе выделять в счетах-фактурах названный налог, отклоняется кассационной инстанцией, так как данное обстоятельство не является основанием для отказа Обществу в возмещении НДС.
Кроме того, в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры, в котором выделена сумма налога.
Следует также отметить, что в силу статьи 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Поскольку Инспекция не оспаривает правомерность применения Обществом ставки 0 процентов за сентябрь 2004 года и факт уплаты им сумм НДС поставщику экспортированного товара, что является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно признал недействительным решение Инспекции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2005 по делу N А26-892/2005-211 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2005 г. N А26-892/2005-211
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника