Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2000 г. N 3620
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Кустова А.А. и Скворцова О.Ю., при участии от департамента финансов администрации Тверской области Лоховой В.А. (доверенность от 17.07.2000 N 40),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области от 27.09.2000 по делу N 3620 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - департамент финансов) о взыскании на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков в виде недополученного дохода за период с 01.01.99 по 31.08.2000, образовавшихся в результате предоставления 3,5 тысячам ветеранов, проживающим в городе Кимры Тверской области, пятидесятипроцентной скидки по оплате за газ в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Общая сумма, предъявленная ко взысканию, составила 764 723 рубля.
Решением от 27.09.2000 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы за счет казны Тверской области.
В апелляционном порядке законность и обоснованность обжалуемого судебного акта не проверялись.
Решение от 27.09.2000 обжаловано департаментом финансов в кассационном порядке. Податель жалобы просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на то, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе, в частности, указывается на то, что данный спор не подведомствен арбитражному суду, поскольку спорные правоотношения имеют бюджетный (финансовый) характер, а гражданское законодательство в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям. По мнению департамента финансов, статья 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров по поводу выделения средств из бюджетов различных уровней.
Кроме того, ответчик указывает, что в соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Тверьоблгаз" не доказало факт предоставления пятидесятипроцентной скидки вышеуказанной категории граждан.
В заседании кассационной инстанции представитель департамента финансов поддержал кассационную жалобу, просил отменить решение суда.
Представители ОАО "Тверьоблгаз", извещенного надлежащим образом о месте и дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев материалы дела, не находит оснований для отмены либо изменения решения от 27.09.2000 в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" предоставило гражданам, проживающим в городе Кимры Тверской области, пятидесятипроцентную скидку на оплату коммунальных услуг.
Поскольку истец в результате предоставления вышеуказанной льготы недополучил доход от платы за коммунальные услуги, он и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 01.01.98 N 172-ФЗ" следует читать "от 18.11.98 N 172-ФЗ"
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 01.01.98 N 172-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.99), действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам данным законом по оплате коммунальных услуг, производятся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается соответственно правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Ответчик, оспаривая принятый судебный акт, ссылается на отсутствие порядка возмещения таких расходов, утвержденного соответствующими органами исполнительной власти. Однако отсутствие такого порядка не лишает истца возможности обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании убытков, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах", в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер убытков ОАО "Тверьоблгаз" документально подтвержден материалами дела.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Кассационная инстанция отклоняет довод кассационной жалобы о том, что данный спор не подведомствен арбитражному суду, поскольку спорные правоотношения имеют бюджетный характер.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 того же кодекса в случаях, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 174, 175 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.09.2000 по делу N 3620 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
О.Ю. Скворцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2000 г. N 3620
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника