Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2005 г. N А05-6593/04-22
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску Рожина А.А. (доверенность от 19.01.05 N 03-07/943), Рябковой А.Б. (доверенность от 30.12.04 N 0307/56643), от открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" Мадановой B.C.. (доверенность от 09.06.05 N 21/43), рассмотрев 21.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.03.05 по делу N А05-6593/04-22 (судья Хромцов В.Н.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Архангельская база тралового флота" (после реорганизации - открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот", далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, далее - налоговая инспекция, инспекция), изложенных в письмах от 07.04.04 N 01/1-25-09/2362 и от 17.05.04 N 03-15/22710 и обязании инспекцию провести зачет излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 1999 год в размере 26 194 874 руб. в счет предстоящих платежей.
Решением суда от 13.07.04 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.11.04 решение суда отменено и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела общество отказалось от заявленных требований в части признания недействительным решения инспекции, изложенного в письме от 07.04.04 N 01/1-25-09/2362, поэтому в этой части судом первой инстанции производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части спор рассмотрен по существу и решением суда первой инстанции от 23.03.05 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права, в частности статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Общество считает, что не пропустило срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку узнало о наличии у него льготы по этому налогу позднее 1999 года.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители налоговой инспекции просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке. Как усматривается из материалов дела, общество 16.03.04 представило в налоговую инспекцию уточненные декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1999 год, в которых заявило льготу, предусмотренную пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также заявление от 15.03.04 с просьбой о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога.
Письмом от 07.04.04 N 01/1-25-09/2362 налоговая инспекция отказала обществу в уменьшении сумм налога по уточненным декларациям на том основании, что общество не является сельскохозяйственным производителем, а его деятельность не относится к сельскому хозяйству. Кроме того, налоговая инспекция указала на то, что уточненные декларации за 1999-2000 год не могут быть охвачены проверкой в связи с истечением трехгодичного срока, предшествующего проверке.
Далее, общество 07.05.04 повторно обратилось в налоговый орган с письмом о зачете 28 915 710,9 руб. излишне уплаченного за 1999 год налога на пользователей автомобильных дорог в счет предстоящих платежей или погашения недоимки. При этом в письме налогоплательщик сослался на то, что трехгодичный срок, установленный пунктом 8 статьи 78 НК РФ, не распространяется на случаи зачета излишне уплаченных сумм налога и просил произвести зачет.
Налоговая инспекция в письме от 17.05.04 N 03-15/22710 сообщила обществу о том, что в ходе проверки не установила излишней уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 1999 год.
Предприятие не согласилось с названными письмами налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд, одновременно заявив требование об обязании инспекции провести зачет излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 1999 год в счет предстоящих платежей.
Суд, отказывая обществу в удовлетворении заявления, по мнению кассационной инстанции, правомерно руководствовался следующим.
В 1999 году общество осуществляло вылов и реализацию рыбы, то есть сельскохозяйственной продукции. Доходы общества от этого вида деятельности в указанный период составили от общего объема производимой продукции 97,32 процента. Поэтому в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" общество было вправе в 1999 году пользоваться льготой по налогу на пользователей автомобильных дорог в порядке и по основаниям, установленным законодательством о налогах и сборах. Однако указанной льготой общество не воспользовалось, в то время как юридических и иных препятствий для применения льготы не имелось.
Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней.
Согласно пункту 4 названной статьи Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, а в определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.
Как следует из пункта 8 статьи 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику также по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее.
Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Исходя из изложенного и учитывая, что Кодексом право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим. Таким образом, налогоплательщиком должен соблюдаться трехлетний срок на подачу заявления в налоговый орган, предусмотренный пунктом 8 статьи 78 Кодекса.
Пунктом 8 статьи 78 Кодекса установлено начало течения срока для подачи заявления на возврат налога со дня его уплаты.
При новом рассмотрении дела судом назначалась сверка расчетов в целях установления размера уплаченного за 1999 год налога на пользователей автомобильных дорог и времени его уплаты. Акт сверки всесторонне и полно исследован судом, в результате чего установлено, что уплаченная за 1999 год в период с 01.01.99 по 15.03.01 сумма налога на пользователей автомобильных дорог (24 394 874 руб.) не подлежит возврату в связи с пропуском обществом срока подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченной суммы налога, а 1 800 000 руб. налога, уплаченные по платежному поручению от 23.06.99 N 175, относятся к погашению задолженности по налогу и пеням за предшествующие 1999 году периоды. Кроме того, суд правомерно при определении даты уплаты 1 800 000 руб. руководствовался положениями пункта 3 статьи 44, пункта 2 статьи 45 НК РФ, признав, что общество уплатило указанную сумму в день предъявления в банк платежного поручения (23.06.99), поскольку имело на своем счете достаточный денежный остаток для совершения этой операции. То есть и по этой сумме срок подачи заявления в налоговый орган обществом пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.03.05 по делу N А05-6593/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2005 г. N А05-6593/04-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника