Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июля 2005 г. N А13-15426/04-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Зубаревой Н.А., Корпусовой О.А., при участии от Федерального государственного учреждения Кичменско-Городецкий лесхоз Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Росси по Вологодской области Новоселова А.А. (доверенность от 06.07.05), Пьянковой М.Н. (доверенность от 06.07.05), от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Вологодской области Шильниковой А.Н. (доверенность от 15.07.05 N 34), Авдеевой Н.А. (доверенность от 27.01.05 N 7),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.03.05 по делу N А13-15426/04-05 (судья Маганова Т.В.),
установил:
Федеральное государственное учреждение Кичменско-Городецкий лесхоз Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Росси по Вологодской области (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Вологодской области, правопреемником которой является Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция), от 16.11.04 N 100 в части начисления 229 061 рубля 08 копеек штрафа за неполную уплату налога на прибыль, 203 333 рублей 64 копеек штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость, а также в части предложения уплатить в бюджет 1 145 305 рублей 40 копеек налога на прибыль и 1 016 667 рублей 70 копеек налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 21.03.05 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части признания недействительным ее решения о начислении 229 061 рубля 08 копеек штрафа за неполную уплату налога на прибыль и предложении уплатить в бюджет 1 145 305 рублей 40 копеек налога на прибыль.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Лесхоза - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Лесхозом за период с 01.01.02 по 31.12.03, о чем составлен акт от 18.10.04 N 121. По результатам проверки вынесено решение от 16.11.04 N 100 о привлечении Лесхоза к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов с соответствующими пенями.
В ходе проверки установлено, что Лесхоз в 2002 и 2003 годах не включал в доходы, подлежащие обложению налогом на прибыль суммы, поступившие от юридических и физических лиц в виде благотворительной помощи и пожертвований.
Налоговая инспекция считает, что Лесхоз должен был включать указанные суммы во внереализационные доходы, в связи с чем доначислила Лесхозу 1 145 305 рублей 40 копеек налога на прибыль с соответствующими пенями и привлекла его к ответственности за неполную уплату налога на прибыль.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях настоящей главы прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к доходам в целях настоящей главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в частности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не ограничивают круг учреждений, которым может быть сделано пожертвование.
Согласно пункту 1 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России (далее - Положение), утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, а по своей организационно-правовой форме - государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета (пункты 6 и 21 Положения).
Эти же положения повторены в Положении о Кичменско-Городецком лесхозе, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.12.02 N 914.
Пункт 21 указанного Положения предусматривает, что деятельность Лесхоза финансируется, в том числе, за счет благотворительных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
Судом первой инстанции установлено, что Лесхозом на основании заключенных договоров и соглашений к ним с физическими и юридическими лицами получались благотворительное взносы и пожертвования, которые Лесхоз зачислял и использовал на финансирование расходов на нужды лесного хозяйства. При этом Лесхозом велся раздельный учет поступления и расходования спорных средств. Расходование благотворительных взносов и пожертвований осуществлялось по целевому назначению в соответствии со сметами доходов и расходов.
На этом основании суд пришел к правомерному выводу о том, что спорные суммы на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не должны включаться во внереализационные доходы Лесхоза.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.03.05 по делу N А13-15426/04-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не ограничивают круг учреждений, которым может быть сделано пожертвование.
Согласно пункту 1 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России (далее - Положение), утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, а по своей организационно-правовой форме - государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета (пункты 6 и 21 Положения).
...
На этом основании суд пришел к правомерному выводу о том, что спорные суммы на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не должны включаться во внереализационные доходы Лесхоза."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. N А13-15426/04-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника