Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 августа 2005 г. N А56-473/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 марта 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2005 (судья Демина И.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2005 (судьи Шестакова М.А., Зайцева Е.К., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-473/2005,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АРНОР" (далее - Общество) 898 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, за 2002 год.
Решением суда первой инстанции от 09.03.2005 в удовлетворении заявленного Управлением фонда требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания недоимок по налогам и сборам не может быть применен к отношениям по взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
Общество 20.03.2003 представило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год. Согласно декларации сумма начисленных страховых взносов составила 27 203,26 руб., при этом 21 948,99 руб., направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, и 5 254,27 руб. - на финансирование ее накопительной части. Вместе с тем, из представленного Обществом в Управление фонда протокола к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 27.02.2003 N 3395 (лист дела 10) следует, что фактически страхователем уплачено за 2002 год 26 305 руб. страховых взносов. Оставшаяся часть суммы страховых взносов в сроки, установленные статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Обществом не уплачена.
Данное обстоятельство послужило основанием для направления Управлением фонда страхователю требования от 04.11.2004 N 222 об уплате в срок до 25.11.2004 задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 898 руб. за 2002 год. В установленный срок требование Обществом не исполнено.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке. Управление фонда обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с плательщика неуплаченной суммы задолженности по страховым взносам.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая заявителю во взыскании задолженности, сослались на пропуск Управлением фонда срока давности взыскания страховых взносов, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование изложены в статьях 23 и 24 Закона N 167-ФЗ, а в пункте 2 статьи 25 установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. При этом порядок принудительного взыскания недоимки и пеней названным Законом не установлен.
В то же время в статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указано, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Таким образом, учитывая положения статьи 2 Закона N 167-ФЗ, при взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и сроки взыскания недоимок по налогам и сборам.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления страхователю требования об уплате задолженности по страховым взносам.
Это требование должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты взноса (статья 70 НК РФ).
Взыскание в судебном порядке недоимок с юридических лиц предусмотрено в статье 46 НК РФ, однако пункт 3 статьи 46 Кодекса не определяет срок обращения в суд с таким заявлением. В то же время в статье 48 НК РФ (пункт 3) установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ. Названный шестимесячный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя.
Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении заявления о взыскании недоимок с юридических лиц подлежит применению соответствующее положение этого пункта. На это же указано и в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При этом 6-месячный срок для обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении предъявленных к юридическим лицам требований о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (принимая во внимание только судебный порядок ее взыскания, на что указано в пункте 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ) исчисляется после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ.
Таким образом, при определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует учитывать трехмесячный срок, установленный статьей 70 НК РФ; срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании; шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Началом течения предельного срока обращения в арбитражный суд, исчисленного путем сложения названных сроков, является день, следующий за установленным Законом N 167-ФЗ сроком уплаты страховых платежей.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страховые взносы по итогам расчетного периода (2002 года) подлежат уплате не позднее 15.04.2003. Следовательно, течение срока направления требования об уплате задолженности по страховым взносам за 2002 год начинается с 16.04.2003.
Материалами дела подтверждается, что требование об уплате задолженности по страховым взносам за 2002 год, направлено Управлением фонда Обществу только 09.11.2004, то есть за пределами установленного статьей 70 НК РФ трехмесячного срока, который истек 16.07.2003.
Нарушение Управлением фонда установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ срока само по себе не является основанием для отказа во взыскании имеющейся у страхователя задолженности по страховым взносам. В то же время названный срок учитывается при исчислении общего (предельного) срока обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о взыскании с плательщика задолженности по обязательным платежам.
Поскольку в направленном Обществу 09.11.2004 (л.д.13) требовании ему предоставлено 16 дней (до 25.11.2004) для самостоятельной уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, течение шестимесячного срока на обращение в арбитражный суд начинается с 01.08.2003 (то есть по истечении 16 дней (определенных в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 НК РФ срока направления требования), а заканчивается 01.02.2004.
С заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год Управление фонда обратилось в арбитражный суд 15.12.2004, то есть с пропуском совокупности сроков, установленных пунктом 1 статьи 70 и пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным отказ судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленного требования ввиду пропуска Управлением фонда установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ пресекательного, то есть не подлежащего восстановлению, срока.
Кассационная инстанция считает обоснованным отклонение судом апелляционной инстанции ссылок Управления фонда на невозможность применения норм статей 70 и 48 НК РФ к порядку взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на необходимость исчисления срока давности взыскания задолженности по страховым взносам в порядке установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" названный Федеральный закон устанавливает основы регулирования государственного обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В статье 2 названного Закона указано, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.
Согласно статье 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В то же время взыскание недоимки по страховым взносам и пеней возложено на органы Пенсионного фонда Российской Федерации, причем их взыскание осуществляется только в судебном порядке.
Следовательно, учитывая положения названных норм, при взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и сроки взыскания недоимок по налогам и сборам, а не нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Управления фонда об отсутствии возможности своевременно направить страхователям требование о взыскании задолженности по страховым взносам и обратиться в суд с заявлением о ее взыскании отклоняются судом кассационной инстанции.
Во-первых, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению независимо от причин его пропуска.
Во-вторых, нормами действующего законодательства подтверждается наличие у органов Пенсионного фонда Российской Федерации возможности своевременно направлять в суд заявления о взыскании со страхователей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Согласно статьям 8 и 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, страховом стаже, об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета. В этих сведениях указываются фамилия, имя и отчество застрахованных лиц, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Дополнительно к названным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений статьей 17 названного Федерального закона установлена ответственность страхователей - взыскание штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в статье 24) также указано на обязанность страхователей представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Помимо названных сведений пунктом 2 той же статьи на страхователей возложена обязанность представить страховщику по окончании расчетного периода (года) расчет с отметкой налогового органа или иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Страховщик вправе получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну.
Согласно пункту 2.6 Порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 04.02.2002 N БГ-15-05/65, МЗ-16-25/1043, (действующего в проверяемый период) при наличии запроса налоговые органы обеспечивают передачу органам Пенсионного фонда Российской Федерации копий деклараций по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации с отметкой налогового органа в 10-дневный срок с даты получения запроса.
Следовательно, Управление фонда имело возможность своевременно получить сведения о неуплате страховых взносов в установленный срок и принять меры к ее взысканию в судебном порядке.
Организационные вопросы, связанные с определением органа, обязанного направлять требование об уплате задолженности по страховым взносам, органам Пенсионного фонда Российской Федерации следовало самостоятельно урегулировать с налоговыми органами, осуществляющими в силу положений статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, чтобы не допустить утраты права на взыскание со страхователей страховых взносов, которые подлежат уплате страхователями.
При названных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Управления фонда и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2005 по делу N А56-473/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2005 г. N А56-473/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника