Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 ноября 2001 г. N 3375
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Коробова К.Ю., Сосниной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.08.2001 по делу N 3375 (судья Головина Т.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" в лице филиала "Ржевмежрайгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов администрации Тверской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 527 058 руб. 43 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления ветеранам труда в период с июля 1998 года по декабрь 2000 года пятидесятипроцентной скидки по оплате коммунальных услуг по газоснабжению.
Решением от 10.08.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме путем взыскания истребуемой суммы за счет казны Тверской области.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит решение отменить, ссылаясь на то, что оно принято с нарушением норм материального права.
В жалобе, в частности, указывается на то, что Законом Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2000 год" бюджетные средства на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в части оплат коммунальных услуг, в том числе природного газа, всем категориям ветеранов не санкционированы. Податель жалобы также ссылается на отсутствие порядка возмещения указанных расходов.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" в период с июля 1998 года по декабрь 2000 года в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеранах" при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих на территории г. Старицы и Старицкого района Тверской области. С учетом названных обстоятельств у истца возникли убытки в размере 527 058 руб. 43 коп.
При рассмотрении настоящего дела суд исходил из того, что в соответствии со статьей 10 вышеуказанного закона расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производятся за счет средств как федерального бюджета Российской Федерации, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Расходы на оплату коммунальных услуг абонентам, пользующимся льготами, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1998 год" компенсация данного вида льгот за счет федерального бюджета не предусмотрена, а с 01.01.99 компенсация льгот при оплате коммунальных услуг за счет бюджета субъекта Российской Федерации прямо предусмотрена в Законе Российской Федерации "О ветеранах".
Порядок возмещения указанных расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом отсутствие утвержденного порядка возмещения расходов на реализацию прав и льгот, предусмотренных законом, не лишает ОАО "Тверьоблгаз" права на возмещение убытков в размере произведенных в связи с такой реализацией затрат.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков. В то же время происходит неосновательное сбережение государством средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организации в качестве возмещения понесенных ею убытков в размере затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Поскольку в результате предоставления вышеуказанной льготы истец недополучил доходы от платы за коммунальные услуги по газоснабжению, его требования обоснованны.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам труда установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе и списком лиц, которым предоставлялась льгота по оплате газоснабжения.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований как по праву, так и по размеру в части взыскания убытков за период с июля 1998 года по декабрь 2000 года.
Довод Департамента финансов о незаконности судебного решения в связи с целевым характером бюджетных средств и иммунитетом бюджетов неправомерен, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации ограничивает обращение взысканий именно на бюджетные средства, но не на казну в целом, в силу чего нормы кодекса об иммунитете бюджетов применимы на стадии исполнительного производства.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.08.2001 по делу N 3375 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов администрации Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2001 г. N 3375
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника