Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 августа 2005 г. N А05-2344/2005-10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 16.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.04.2005 по делу N А05-2344/05-10 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Планета" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения от 19.11.2004 N 13-23/26314 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску; далее - Инспекция) в части отказа в возмещении из бюджета 389 202 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за июль 2004 года и взыскании процентов за нарушение сроков возврата НДС.
Решением от 18.04.2005 суд удовлетворил требования Общества, признав незаконным решение Инспекции от 19.11.2004 N 13-23/26314 и обязав Инспекцию возместить Обществу из бюджета 389 202 руб. НДС с начислением на эту сумму 16 073 руб. 09 коп. процентов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Налоговый орган считает, что 46 933 руб. НДС не подлежат возмещению в связи с отсутствием сведений об уплате налога в бюджет поставщиком заявителя - обществом с ограниченной ответственностью "Севпром", которое не является плательщиком НДС, поскольку применяет упрощенную систему налогообложения. Также инспекция полагает, что 342 269 руб. НДС не подлежат возмещению в связи с тем, что поставщики Общества - общество с ограниченной ответственностью "Стройконтех XXI" и Общество с ограниченной ответственностью "Тригонга" (далее - ООО "Тригонга") не представляют налоговую отчетность, следовательно, налог в бюджет не уплачивают. Кроме того, счета-фактуры, выставленные ООО "Тригонга", оформлены с нарушением требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как хронологическая последовательность календарных дат, от которых выданы эти счета-фактуры, не соответствует их порядковым номерам.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество 20.08.2004 представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июль 2004 года, согласно которой возмещению подлежат 2 117 902 руб. НДС. К декларации заявитель приложил документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
По результатам камеральной проверки представленных заявителем декларации и документов, Инспекция составила мотивированное заключение от 22.11.2004 и приняла решение от 19.11.2004 N 13-23/26314, которым возместила Обществу 1 728 700 руб. и отказала в возмещении 389 202 руб. НДС. В обоснование отказа в возмещении указанной суммы налога Инспекция сослалась на неподтверждение факта уплаты НДС в бюджет поставщиками Общества и нарушения требований статьи 169 НК РФ при оформлении счетов-фактур.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя заявление Общества, правомерно указал на следующее. Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган вместе с декларацией по ставке 0 процентов предусмотренные статьей 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов подтверждается документами, перечисленными в статье 165 и в пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг). Не установлена законодательством и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих уплату НДС поставщиками товара, реализованного на экспорт.
Довод подателя жалобы о том, что поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и не являющийся плательщиком НДС, не вправе выделять в счетах-фактурах названный налог, отклоняется кассационной инстанцией, так как данное обстоятельство не является основанием для отказа Обществу в возмещении НДС.
Кроме того, в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры, в котором выделена сумма налога.
Следует также отметить, что в силу статьи 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В силу статьи 169 НК РФ счет-фактура - это документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренной главой 21 НК РФ. В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в счете-фактуре. Пункт 6 статьи 169 НК РФ содержит требования к оформлению счета-фактуры. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В то же время невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Таким образом, арбитражным судом правомерно отклонен как не имеющий правового значения для решения вопроса о возмещении НДС довод налогового органа о несоответствии хронологической последовательности календарных дат, от которых ООО "Тригонга" выданы счета-фактуры, порядковым номерам этих счетов-фактур.
Поскольку Инспекция не оспаривает правомерности применения Обществом ставки 0 процентов за июль 2004 года и факт уплаты им сумм НДС поставщикам экспортированного товара, что является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно признал решение Инспекции недействительным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.04.2005 по делу N А05-2344/05-10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2005 г. N А05-2344/2005-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника