Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 апреля 1998 г. N 2234
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Никитушкиной Л.Л., Петренко А.Д., при участии от АКБ "Прогресспромбанк" Куликовой Н.Ш. (доверенность от 05.01.98 N 10-9), Крамер А.А. (доверенность от 05.01.98 N 10-11), от ГНИ Павловой Е.В. (доверенность от 17.04.98 N 990),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Заволжскому району на решение от 25.12.97 (судьи Владимирова Г.А., Бажан О.М., Ильина В.Е.) и постановление от 26.02.98 (судьи Мойсеева Л.А., Орлова В.А., Калачева А.И.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 2234,
установил:
Тверской акционерный банк "Прогресспромбанк" (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании частично недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Заволжскому району города Твери от 12.08.97 N 399 о применении к банку финансовых санкций в виде пеней в сумме 15 376 676 рублей (без учета деноминации) на основании статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ссылаясь на необоснованность решения.
Решением суда от 25.12.97 иск удовлетворен в сумме 8 965 122 рубля, начисленных за задержку исполнения инкассовых распоряжений ГНИ - несвоевременное перечисление подоходного налога, а также несвоевременное перечисление средств, частично списанных мемориальными ордерами и с корреспондентского счета - срок задержки платежей от одного до четырех дней. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.98 решение суда частично изменено: решение ГНИ признано недействительным в части начисления пеней за несвоевременное перечисление в бюджет спецналога, несвоевременное зачисление страховых взносов в фонд занятости населения, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственная налоговая инспекция просит решение и постановление суда в части признания недействительным решения ГНИ о применении к банку ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет подоходного налога, задержку перечисления в бюджет средств налогоплательщиков, с корреспондентского счета банка и несвоевременное перечисление средств налогоплательщиков мемориальными ордерами отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и неполное выявление судом природы допущенного банком нарушения законодательства. В судебном заседании представитель ГНИ поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец в отзыве на кассационную жалобу указал на ее необоснованность. В судебном заседании представители поддержали доводы отзыва.
Проверив законность принятых решения и постановления суда в кассационном порядке, кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку своевременности исполнения платежных поручений на перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды Заволжским филиалом Тверского акционерного банка "Прогресспромбанк" за период с 1-го мая по 30-го июня 1997 года.
По результатам проверки составлен акт и принято решение от 12.08.97 N 399 о взыскании с банка 173 087 560 рублей пеней, предусмотренных статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что платежные поручения на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды исполняются в первоочередном порядке. В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения подлежат взысканию пени.
Судом установлено, что имела место задержка исполнения платежного поручения налогоплательщика на оплату спецналога за период до 01.01.96, указанное по существу не оспаривалось истцом, однако банк считает, что, поскольку спецналог был отменен с 01.01.96 года, у него отсутствует ответственность за несвоевременное перечисление налогового платежа по платежным документам налогоплательщика, сданных в банк после отмены налога.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция согласилась с указанными доводами истца. При этом апелляционная инстанция не учла, что банк при осуществлении операций по поручениям клиентов об уплате налогов в бюджет является не только стороной по договору банковского счета, но и субъектом, обязанным обеспечить выполнение таких поручений в соответствии с правилами проведения банковских операций, устанавливаемыми Центральным банком Российской Федерации, и в соответствии со статьей 15 вышеуказанного Закона банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. При этом Закон не предусматривает возможность неисполнения банками и кредитными учреждениями платежных поручений налогоплательщика на перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды в случае отмены налогов. Судом установлен факт несвоевременного исполнения поручения налогоплательщика на перечисление спецналога в бюджет, поэтому у апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания к отмене решения.
Удовлетворяя иск в части начисления пеней за несвоевременное перечисление подоходного налога, суды обеих инстанций исходили из того, что ответственность по статье 15 Закона в данном случае не подлежит применению, поскольку юридические лица при перечислении указанного налога не являются налогоплательщиками. Указанный вывод суда кассационная инстанция считает ошибочным, так как согласно статье 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" обязанность своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц возложена на предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющихся источником дохода. Исходя из указанного, перечисление подоходного налога в бюджет в силу Закона на физических лиц (налогоплательщиков) не возложена. Доказательства, подтверждающие факт несвоевременного исполнения платежных поручений о перечислении банком подоходного налога, в деле имеются, и это не оспаривается истцом. При таких условиях следует признать, что налоговая инспекция правомерно применила к истцу установленную Законом ответственность, оснований к удовлетворению иска у суда не имелось. Поэтому решение и постановление суда в указанной части следует отменить.
В остальной части решение и постановление суда не подлежат отмене как вынесенные с учетом действующего законодательства и основанные на материалах дела. Судом первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам ответчика по рассматриваемому вопросу (в том числе и указанным в кассационной жалобе), что отражено в принятых судебных актах.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункты 2, 6), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 26.02.98 по делу N 2234 в части начисления пеней за несвоевременное перечисление в бюджет спецналога отменить, оставить в силе решение суда от 25.12.97.
Постановление апелляционной инстанции того же суда от 26.02.98 и решение от 25.12.97 в части начисления пеней за несвоевременное перечисление подоходного налога в бюджет отменить, в указанной части в иске отказать.
В остальной части постановление апелляционной инстанции от 26.02.98 оставить без изменения.
Взыскать с АКБ "Прогресспромбанк" в доход федерального бюджета 656 рублей 40 копеек государственной пошлины по делу.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 1998 г. N 2234
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника